Александрийская Школа (В Языкознании)

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА в языкознании, традиция исследования языка, сложившаяся в одном из культурных центров античности - Александрии, столице эллинистического Египта, в конце 4 века до нашей эры. Период расцвета александрийской школы - 2 век до нашей эры - 2 век нашей эры; в 640 году, после завоевания Александрии арабами, она прекратила своё существование.

Крупнейшие представители александрийской школы: Зенодот из Эфеса, Ликофрон, Александр Этолийский, Эратосфен, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский, Дионисий Фракийский, Асклепиад из Мирлеи, Харет, Деметрий Хлор, Дионисий Галикарнасский, Дидим, Трифон, Павсаний Цезарейский, Аполлоний Дискол. Сохранились лишь тексты Дионисия Фракийского, Дионисия Галикарнасского и Аполлония Дискола; главным образом это фрагменты в более поздних изложениях - в многочисленных схолиях и комментариях Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского, Варрона, Элия Доната, Присциана.

В традициях александрийской школы формировалась филология и грамматика как отрасль филологии. Этому способствовало создание Александрийского мусейона (по образцу платоновской Академии и аристотелевского Ликея) и Александрийской библиотеки, приобретавшей рукописи всех стран и областей греко-латинского античного мира. Александрийская школа возникла в условиях многоязычия, на стыке греко-латинской науки и ближневосточных учений древности, традиции которых она вобрала в себя.

Реклама

Принципы описания языка, выработанные александрийской школой, в научной литературе определяются как «система александрийской грамматики». Отделив предмет грамматики от других областей изучения языка, александрийская школа вычленяла в ней прообразы современной фонетики, морфологии, синтаксиса, а также разделы, не вошедшие впоследствии в грамматику и составившие предмет лексикологии, стилистики, текстологии, палеографии и так далее. Основа грамматического учения александрийской школы - учение о частях речи и их «акциденциях» (понятие, близкое к современному понятию грамматической категории).

Идеи и методы александрийской школы оказали значительное влияние на древнеримских грамматиков. Наиболее авторитетные в поздней античности и в средние века в Европе грамматики Доната и Присциана были созданы в традициях александрийской школы (смотри Античная языковедческая традиция, Европейская языковедческая традиция).

В некоторой своей части к терминологии александрийской школы восходит грамматическая терминология, используемая в современных учебных грамматиках, а также в работах по общему и частному языкознанию.

Лит.: Античные теории языка и стиля. М.; Л., 1936; Robins R.Н. Ancient and Mediaeval grammatical theory in Europe... L., 1951; Амирова Т.А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975 (библ.); WoutersA. The grammatical papyri from Graeco-Roman Egypt. Brussel, 1979; История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980 (библ.); Auroux Sylvain. Histoire des idees linguistiques. Liege, 1989. Vol. 1 (bibl.); Horizons de lagrammaire alexandrine. Р., 2000.

Н. Ю. Бокадорова.