Александрийская Школа

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА.

1) В древнегреческой философии - смотри в статье Неоплатонизм.

2) Огласительное (катехизическое) училище, существовавшее под руководством христианских учителей (дидаскалов) в Александрии Египетской во 2- 4 веках.

Александрийская школа, в которой оглашались (готовились к крещению) будущие христиане из числа иудеев и язычников, получила известность около 180 года при катехете Пантене и его ученике Клименте Александрийском, сформулировавшем цель школы как получение «основанного на Откровении совершеннейшего и цельного знания, неразрывно связанного с высоким нравственным характером» (Климент Александрийский, «Строматы»). Расцвет Александрийской школы связан с деятельностью в ней Оригена, при котором складывалась система преподавания: на 1-й ступени изучались грамматика, диалектика, логика, геометрия, астрономия, естествознание, вероятно, пифагорейская теория чисел; на 2-й - философия и лишь затем - христианское богословие и Священное Писание.

3) Богословская школа в апологетический (2-3 века) и ранний патриотический (3-5 века) периоды. Отличительные признаки направления: широко применяемый в толковании Священного Писания аллегорический метод экзегезы (смотри Экзегетика), отчасти заимствованный у Филона Александрийского; стремление раскрыть философскую сторону христианского учения и представить его в виде всеобъемлющей системы; мистико-спекулятивный характер богословия. На богословствование александрийцев оказывала влияние философия Платона и неоплатоников. Александрийцы признавали за некоторыми философскими интуициями право на участие в формировании христианского богословия. Через привлечение доводов от разума они находили основательные аргументы против гностицизма и языческих учений. Последователи Александрийской школы богословия считали, что церковь должна создать систему собственного гносиса (истинного знания), которая должна быть привлекательной для ума и близкой для сердца. Климент Александрийский примирял христианское сознание с необходимостью этой системы, Ориген фактически создал её.

Реклама

Созерцательной любви александрийцы отдавали предпочтение перед деятельной и в учении о спасении преимущественное значение приписывали благодати Божией. Говоря о познании, они считали основой знания веру, рассудку же отводили подчинённое положение. Высшую форму богопознания александрийцы видели в экстазе-мистическом озарении, созерцании Бога. Среди представителей Александрийской школы богословия - святители Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Дидим Слепец, Кирилл Александрийский. Александрийская школа богословия оказала влияние на взгляды святителей Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, блаженного Иеронима Стридонского, преподобных Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника и др.

Лит.: Дмитриевский В. Н. Александрийская школа: Очерк из истории духовного просвещения от 1 до начала 5 в. по Р. Х. Казань, 1884; Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви // Ученые записки Российского православного университета. 1998. Вып. 3.