Занятость

ЗАНЯТОСТЬ, совокупность отношений, связанных с участием населения в трудовой деятельности, выражающих степень потребностей экономики в работниках и личных потребностей в рабочих местах. Как социально-экономическое явление занятость отражает участие человека в следующих видах трудовой деятельности: в наёмном труде, предпринимательской деятельности, самозанятости и производстве ради личного потребления. В статистике под занятостью понимается любой вид деятельности, приносящий заработок или доход. Занятость определяется рациональным использованием трудового потенциала общества и развитием человеческого капитала; она включает уровень экономической активности населения (по признакам пола, возраста, уровня образования, семейного положения), уровень безработицы и вторичной занятости населения. На эти характеристики, кроме экономической ситуации, влияют национально-культурные особенности, социальное и экономическое положение социально-демографических групп населения, государственная политика занятости и политика на рынке труда, проводимая государством и негосударственными экономическими (корпорации, предприятия, учреждения) и социальными (союзы трудящихся, работодателей, фонды) институтами.

Реклама

Характеристики занятости, прежде всего, её уровень, зависят от многих факторов, первым из которых является разделение всего населения страны на экономически активное население (состоит из занятого населения и безработных) и экономически неактивное население. Для измерения и статистического учёта экономически активного и неактивного населения важно установление нижней границы возраста начала трудовой деятельности, которая обусловлена как национальным законодательством, так и международными конвенциями. В большинстве стран минимальный возраст составляет 14-15 лет, в экономически развитых странах - обычно 16 лет, в Российской Федерации - 15 лет, последний соответствует минимальному возрасту приёма на работу, установленному Конвенцией МОТ в 1973 году, предусматривающей также для недостаточно развитых экономик снижение порога до 14 лет или возраста окончания обязательного школьного образования. По оценке МОТ (2-я половина 1990-х годов), более 1/2 населения мира в трудоспособном возрасте приходится на страны с низким уровнем дохода - около 2 миллиардов человек, из них около 1/3 не работают; в этих странах занято не менее 50-60 миллионов детей. 40% трудоспособного населения в мире занято в семейных фермерских хозяйствах и неформальном (нерегистрируемом) секторе экономики.

Со 2-й половины 19 века в странах, прошедших промышленную революцию, снижалась занятость в сельском хозяйстве и соответственно падала его доля: 50% в 1870, 14% в 1970 и менее 5% в 2000. При значительном росте занятости в сфере услуг уменьшалась доля занятых в промышленности: 40% в 1970 и менее 30% в середине 1990-х годов. В наиболее развитых странах (группа стран - членов ОЭСР) в сфере услуг сосредоточено более 1/2 всех занятых и рост занятости продолжается параллельно с возникновением потребности в новых видах услуг.

С 1960 самый высокий рост занятости был свойствен Северной Америке (1,8% ежегодно) и Океании (1,7%), промежуточные темпы были в Японии (1,2%), самые низкие в странах Европейской ассоциации свободной торговли (0,6%) и ЕС (0,3%). Со 2-й половины 1990-х годов страны, входящие в ОЭСР, стремятся к высокому уровню занятости через реализацию специальных стратегий и политик, в соответствии с которыми, прежде всего, должны создаваться высокопроизводительные и высокооплачиваемые рабочие места, требующие высокой квалификации.

Новое отношение государств с развитой рыночной экономикой к проблеме занятости после 2-й мировой войны связано с теорией Дж. М. Кейнса, включившего занятость в число основных макроэкономических параметров и обосновавшего возможность её регулирования вместе с такими показателями, как совокупный спрос, доходы, реальная заработная плата, цены, инвестиции.

В Российской Федерации значительные изменения в занятости произошли в связи с переходом к рыночной экономике. Численность экономически активного населения, границы которого в российской статистике ограничены возрастом 15-72 лет, в годы экономического кризиса (до 1998) сокращалась, её стабильный рост начался с 2002, таким же был и тренд уровня занятости.

В отличие от стран Восточной и Центральной Европы, российская экономика в годы глубокого экономического кризиса 1990-х годов не испытала такого высокого уровня безработицы, несмотря на его рост в этот период более чем в 2 раза, а снижение уровня занятости в отраслях экономики не соответствовало объёмам снижения производства. В ряде отраслей, например, в топливно-энергетическом комплексе, численность занятых даже возрастала в периоды сокращения производства. Отраслевая структура занятости менялась в период трансформации российской экономики (таблица 1).

Занятость

Концепция новых источников занятости на основе развития сферы услуг, возникшая в европейских странах в начале 1970-х годов, отразила важнейшую роль этой сферы в развитии современной экономики, прежде всего, информационных, рекреационных и туристических услуг. Сфера услуг в западноевропейских странах расширялась с 1971 ежегодно более чем на 1 миллион рабочих мест; в середине 1990-х годов только услуги местного значения по улучшению условий обитания создали в странах ЕС 3 миллиона рабочих мест. В Российской Федерации доля сферы услуг к началу 21 века не достигла четверти всех занятых; данные о занятых в этой сфере в российской статистике отсутствуют, публикуются лишь данные о видах деятельности - графа «прочие коммунальные, социальные и персональные услуги» - численность занятых по оказанию этих услуг составила 2,46 миллиона человек (2005).

В связи с переходом к рыночной экономике в России значительно изменилась структура занятости по различным формам собственности (таблица 2). Закономерным было сокращение занятости в смешанном секторе экономики; с 2001 стала сокращаться численность и доля занятых в общественных организациях.

Занятость

Важная характеристика занятости и рынка труда - текучесть рабочей силы (доля тех, кто пребывал в должности менее года). В странах с более высокой текучестью зафиксирована и большая величина этого показателя (около четверти в Канаде и более четверти в США) по сравнению с европейскими странами, где текучесть ниже (Франция около 17%, Германия около 13%). В странах с более строгими законами в области занятости (Франция, Италия, Швеция) динамика текучести имеет циклический характер. Достаточно развитое законодательство по охране занятости уменьшает в отношении постоянных работников возможность сокращения рабочих мест, так как делает мероприятия по их ликвидации процедурой со значительными затратами; такого же явления в отношении работающих по временным контрактам не наблюдается. Обследования стран ОЭСР показывают, что замены постоянных рабочих мест на временные в значительном объёме не наблюдается, за исключением Испании, где это явление имеет достаточные масштабы для потенциального влияния на уровень текучести рабочей силы.

Регулирование занятости в Российской Федерации осуществляется на основе двух законов: Закона о занятости населения (1991), регулирующего социально-экономические проблемы безработицы, и Трудового кодекса (2002), регулирующего социально-трудовые отношения, в отличие, например, от Японии, где сферу занятости регулирует около 30 законов. Условия занятости иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (2002), а также двусторонние правительственные соглашения.

Частичная, или «неполная», занятость существует в виде добровольной занятости, связанной с потребностью работника ограничить по времени своё участие в наёмном труде, и вынужденной занятости, связанной с потребностями фирмы (предприятия). Неполная занятость не занимает значительного объёма, так, в среднем в странах ЕС занято на условиях неполного рабочего времени около 6% всех занятых, но её развитие сильно отличается как по странам, так и по характеру труда занятых на этих условиях. В Российской Федерации, кроме экономически добровольной неполной занятости, которая не получила необходимого развития, широко распространена неполная занятость в виде работающих неполное рабочее время по инициативе администрации и работников, которые отправлены в так называемые административные отпуска. Эти виды неполной занятости во многом компенсировали рост регистрируемой безработицы в 1990-е годы. В 2000 численность занятых неполное рабочее время составила 77% по отношению к 1995, численность работников в административных отпусках - 104%, в 2005 по сравнению с 1995 - соответственно 23 и 41%, что, несмотря на уменьшение, для стабильно растущей экономики составляет весомую величину.

В 1994-95 Россия, Украина, затем другие страны СНГ начали вводить новые стандартные национальной системы классификации занятий на базе международной модели, за которую приняли Международную стандартную классификацию занятий, 1988 (ИСКО-88).

В структуре занятых по видам экономической деятельности (таблица 3) особенно заметно отставание России от высокоразвитых западных стран в сфере финансовой деятельности, операциях с недвижимым имуществом и услугах по аренде, в предоставлении социальных и персональных услуг, в том числе в здравоохранении.

Занятость

Для регулирования основных составляющих занятости государство осуществляет политику занятости, направленную на полное и эффективное использование рабочей силы в ряду других факторов производства для достижения высоких темпов экономического роста. В послевоенный период развитые государства стремились содействовать расширению гибкой, неполной занятости на добровольной основе, поощряли вовлечение женщин в общественное производство. Государственная политика занятости пытается влиять на спрос и предложение рабочей силы, её перераспределение с целью наиболее продуктивного использования. Основными программами обычно являются программы создания новых рабочих мест, реструктуризации занятости для формирования более эффективной структуры экономики, программы переобучения и переквалификации работников. В 1990-е годы развитые страны Европы, испытавшие кризис занятости, приняли новые инициативы и одобрили модель поддержки производства с интенсивной занятостью (employment-intensive pattern), признав, что увеличение численности занятых при любом уровне экономического роста желательно с экономической и социальной точек зрения. Затраты на государственное регулирование занятости в странах ОЭСР в 1990-е годы были весьма значительными и колебались по отношению к ВВП от 1,6% в Италии до 3,1% во Франции.

В соответствии с конвенциями МОТ национальные правительства должны содействовать формированию полной, продуктивной и свободно избранной занятости, что можно рассматривать как общую парадигму политики занятости, в максимальной степени отвечающей национальным интересам. Европейскими государствами эта политика строится на основе Европейского пакта занятости (1999), в котором достижение полной занятости названо целью этой политики. Политика занятости решает такие вопросы, как правовой регламент рабочего времени, минимальный уровень оплаты труда, возрастные границы занятости и т.п. на общефедеральном уровне.

Наиболее полные данные о занятости могут формироваться в результате специальных обследований, проводимых в развитых странах не менее 4 раз в год (в ряде стран, например, в Финляндии, Швеции, - ежемесячно). В Российской Федерации с 1992 года проводится ежегодное «Выборочное обследование населения по проблемам занятости», с 1999 - 4 раза в год.

Лит.: Статистика труда для стран с переходной экономикой: На примере стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. М., 1996; Буланов В. С. Современные проблемы занятости и безработицы. М., 1996; Государственная и корпоративная политика занятости. М., 1998; Ткаченко А. А. Занятость и экономика: политика государства в переходный период. М., 2000; Международная организация труда: Конвенции. Документы. Материалы. М., 2007.

А. А. Ткаченко.