Воздушные сражения на кубани 1943 года

ВОЗДУШНЫЕ СРАЖЕНИЯ НА КУБАНИ 1943 года, крупнейшие сражения Великой Отечественной войны между советскими ВВС и германской авиацией в апреле - июне за оперативное господство в воздухе. К середине апреля 1943 года германское командование сосредоточило на аэродромах Крымского и Таманского полуостровов около 1 тысячи самолётов (510 бомбардировщиков, 250 истребителей, 60 самолётов-разведчиков и 170 транспортных самолётов) 4-го воздушного флота (в его составе находились элитные истребительные эскадры германских ВВС «Удет» и «Мельдерс»), рассчитывая с помощью авиации сорвать наступление РККА на южном крыле советско-германского фронта. Также для ударов по советским войскам на Северном Кавказе привлекались до 200 бомбардировщиков, базировавшихся в Донбассе и на юге Украины. Советские ВВС Северо-Кавказского фронта (командующий - генерал-лейтенант К. А. Вершинин) в составе 4-й и 5-й (с 24 апреля выведена в резерв) воздушных армий с привлечением части сил ВВС Черноморского флота и Авиации дальнего действия насчитывали около 580 боевых самолётов. Первое сражение началось 17 апреля, когда германская авиация нанесла массированный удар по плацдарму советских войск юго-западнее Новороссийска (так называемая Малая земля), в котором приняли участие 450 бомбардировщиков и около 200 истребителей. Несмотря на противодействие советской авиации (для поддержки десантников привлекли около 500 самолётов), противник совершил в этот день свыше 1 тысячи самолётовылетов, потеряв только 7 самолётов. 18 апреля на Северо-Кавказский фронт прибыли представители Ставки Верховного Главнокомандования - Маршал Советского Союза Г. К. Жуков и маршал авиации А. А. Новиков, а в состав ВВС Северо-Кавказского фронта из резерва Ставки были переданы 2-й бомбардировочный, 2-й смешанный, 3-й истребительный авиакорпуса и 267-я истребительная авиадивизия. Группировка советских ВВС возросла до 1048 самолётов (508 бомбардировщиков, 170 штурмовиков, 370 истребителей) и состояла в основном из самолётов новых типов (советские Пе-2, Ил-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, а также американский Р-39 «Аэрокобра» и английский «Спитфайр» Mk. Vb, которые составляли 11 % от общего числа истребителей). В течение 19-24 апреля над плацдармом велись ожесточённые воздушные бои, в ходе которых германские ВВС потеряли свыше 150 самолётов, а советские бомбардировщики нанесли удары по аэродромам противника в Крыму и на Украине. Последующие сражения происходили в районах станиц Крымская (29 апреля - 10 мая), Киевская и Молдаванская (26 мая и 7 июня). В отдельные дни на участке 20-30 км происходило до 40 воздушных боёв с участием 50-80 самолётов с обеих сторон, одновременно советские ВВС наносили удары по аэродромам противника. В ходе воздушных сражений на Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолётовылетов, уничтожила около 1,1 тысячи самолётов (в том числе 800 в воздушных боях), что явилось важным шагом на пути завоевания стратегического господства в воздухе, достигнутого в Курской битве 1943 года. Во время воздушных сражений на Кубани зародились новые способы ведения воздушного боя и управления им: эшелонирование по высоте боевых порядков (так называемая кубанская этажерка), ввод в сражение резервов, управление групповым воздушным боем с наземных пунктов управления. 52 советским лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза (в том числе А. И. Покрышкину). Победа в небе над Кубанью оплачена дорогой ценой - советская авиация потеряла около 800 самолётов.

Реклама

Лит.: Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы М., 1968; Тимохович И. В. Оперативное искусство советских ВВС в Великой Отечественной войне. М., 1976; Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне, 1941-1945. 2-е изд. М., 1985.