Искусство

ИСКУССТВО, сфера человеческой деятельности, охватывающая творческую работу по созданию эстетически значимых объектов - художественных произведений, способы их хранения и доведения до публики путём включения в процесс общественной коммуникации. В той или иной форме искусство присутствует в любом обществе, в любой культуре, отвечая фундаментальной эстетической потребности человека, и представляет собой один из векторов освоения мира человеком. Художественное творчество, как и общение с искусством, можно рассматривать как символический способ познания мира, как обретение эмоционального опыта, как ритуальное действо, наконец, просто как игру. Этот многоаспектный и многозначный характер искусства проявляется в том, что оно пересекается с самыми различными сторонами человеческой жизни: затрагивая эмоции и разум, пробуждая память, вторгаясь в сферу как частной, так и публичной жизни, оно тем самым участвует в процессе воспитания и социализации.

В своих истоках понятие искусства, как и сама деятельность художника, ещё слабо выделялось из общего комплекса созидательной деятельности, представляя собой её наиболее яркий, характерный случай. «Искусством» (греческий τέχνη, латинский ars) именовалась всякая способность производить искусную, требующую одарённости, знаний и опыта работу. Так и сейчас можно говорить не только об искусстве художника, но и о кулинарном искусстве или искусстве верховой езды и т. п. Однако с обособлением художественного творчества в особую сферу человеческой деятельности слово «искусство» становится специальным обозначением именно этой деятельности. В самом широком смысле искусство понимается как совокупность всех возможных видов художественного творчества, включая литературу. Иногда литературу исключают из этого комплекса (сравни выражение «литература и искусство»). Наконец, искусство может пониматься и совсем узко, как синоним «изобразительного искусства (искусств)». В дальнейшем слово «искусство» будет употребляться в широком смысле.

Реклама

Искусство  осознаётся и определяется как совокупность видов искусства, попытки классификации которых можно считать лишь относительно успешными. С точки зрения используемых материальных условий принято делить искусства на 1) пространственные (пластические, изобразительные) - живопись, скульптуру, графику, фотографию; 2) временные - музыку (композиторское искусство), литературу; 3) пространственно-временные - танец, актёрское искусство и основанные на нём так называемые синтетические искусства (театр, кино, теле и видеоискусство). В ряде случаев специально выделяют исполнительские искусства (музыку, театр, танец), поскольку в них произведение искусства и акт его создания совпадают. Наконец, можно разделить искусство в зависимости от того, какими знаками они пользуются: изобразительными, неизобразительными или смешанными. Следует учитывать при этом, что список видов искусств не является неизменным во времени и пространстве - в разных культурах и обществах мы имеем дело с разными их конфигурациями, к тому же в ряде случаев бывает трудно провести жёсткую границу, отделяющую художественную деятельность от нехудожественной (это касается, в частности, различных видов прикладного искусства, а также дизайна). Осмысление основ художественного творчества составляет, прежде всего, предмет эстетики, наряду с этим обобщение знаний об искусстве происходит в теории и истории различных видов искусства.

Художник и творческий акт. Отправной момент искусства - творческое действие художника, в результате которого появляется произведение искусства. При этом личное авторство осознаётся и признаётся далеко не во всех культурах и не во всех случаях. Личность художника может считаться несущественной, в частности, если художник рассматривается лишь как передатчик творческой энергии, исходящей из какого-то общего источника (в фольклоре), из высших сфер, непосредственно инспирируемой Божеством (в религиозном искусстве). Авторство может быть персональным или коллективным, однако коллективность не обязательно равнозначна безличности, поскольку роли в творческом коллективе могут быть чётко распределены (сравни роли в спектакле, партии в оркестре, функции участников творческой группы при создании фильма). По мере осознания авторства как необходимой инстанции художественного процесса возникают и развиваются понятия авторского права, свободы творчества и авторской ответственности.

Дискуссионным остаётся вопрос о природе художественного творчества и о роли личности художника в творческом процессе. Действия художника представляют собой неразделимый сплав рационального и эмоционального, прирождённого таланта и приобретённого мастерства, опыта и импровизации, традиции и новаторства. Уже в древности художника рассматривали то как искусного строителя, то как одержимого (так, Платон в диалоге «Ион» считал артистическое вдохновение разновидностью безумия). Предметом исследований нейрофизиологов и психологов стали особенности нервной системы и психики человека, обеспечивающие творческие процессы, в том числе скрытые механизмы творчества (в глубинной психологии). Включение социальных аспектов расширило диапазон факторов, участвующих в формировании личности художника и его авторской позиции. При этом выстроить какой-то единый алгоритм художественного творчества невозможно: каждый художник и каждое его произведение рождаются в результате уникальной конфигурации обстоятельств. К тому же результат творческого акта не обязательно совпадает с творческим замыслом. Произведение искусства представляет собой равнодействующую намерений художника и общего социокультурного и жизненного контекста, в котором он находится. С разрастанием художественных и культурных традиций, с укреплением организации искусства как социального института возможности проявления индивидуальности автора постоянно сужались, что привело к проблематизации авторства и даже заявлениям о «смерти автора» (Р. Барт).

В ходе исторического развития статус художника претерпевал постоянные изменения. Если в своих истоках, когда искусство не выделялось из синкретического единства с религиозными и магическими сферами, фигура художника сливалась с фигурой жреца (или шамана), то первой ступенью профессионализации художника стал его переход в разряд ремесленников (в древности и в Средневековье это понятие не имело какой-либо негативной окраски). На пороге Нового времени наметился выход художника из ряда ремесленников, а на рубеже 18-19 века, в период предромантизма и романтизма, противопоставление ремесленника и художника становится общепринятым. Если ремесленник в первую очередь - человек опыта, то художник - свободная творческая личность, гений, сам устанавливающий правила своего поведения. Хотя такое представление о художнике отчасти сохраняется и сейчас, однако давление политико-идеологической сферы и развитие художественного рынка всё больше ставят под сомнение реальность этого образа. Искусство  всё больше втягивается в сферу идеологии, с одной стороны, и развлечения и обслуживания - с другой. В то же время традиция экспериментального искусства 20 века демонстрирует постоянное стремление отстаивать самостоятельность художника.

Произведение искусства. Художественная реальность. В силу того что художник создаёт в своей деятельности нечто, до того не существовавшее, уже в античности искусство было противопоставлено природе (сравни «искусственный» как обозначение созданного именно человеком, а не природой). При этом Аристотель в «Поэтике» утверждал, что в основе художественного творчества лежит мимесис - заложенное в человеке стремление к подражанию природе. Произведение искусства принято рассматривать как своего рода картину, изображение, однако это изображение не непосредственное, документальное, а символическое (своего рода намёк), а иногда и фантастическое. В отличие от науки или документа, обязанных придерживаться факта, искусство достаточно свободно в создании своей, художественной, реальности. Согласно Аристотелю, если историк сообщает о том, что происходило в действительности, то поэт - о том, что могло бы произойти (поэтому он считал поэзию «более философской», чем эмпирическую науку). В средние века художник был призван отображать не столько внешний вид явлений, сколько их Божественную сущность. В эпоху Возрождения художники стремились к достижению гармонии внешнего и внутреннего мира, факта и вымысла. На рубеже 18-19 века вырабатывается концепция художника как свободного творца, создающего собственную реальность независимо от окружающей его эмпирической действительности. Романтики, наиболее полно воплотившие в своём творчестве этот подход, полагали, что открывают тем самым возможность постижения реальности более высокого порядка, нежели эмпирическая повседневная реальность. Последовавшие затем реалистические и натуралистические течения 19-20 века, напротив, стремились уловить реальность через постижение фактов, через ощутимые, видимые явления и события. В 20 веке искусство представлено в широком диапазоне - от документального искусства, в котором авторское вмешательство в используемый материал намеренно сведено к минимуму, до искусства абсурда, отрицающего познаваемость мира, и до различных видов фантастики, а также игрового искусства, предлагающего варианты возможных миров.

Публика: причастность и потребление. Важнейшей составляющей художественного процесса предстаёт публика. Именно она определяет в конечном итоге жизнеспособность того или иного явления искусства. Традиционно способность публики ориентироваться во множестве произведений искусства и судить о свойствах произведения называется вкусом. В 18 веке вкус как эстетическая категория был включён в общую теорию искусства (прежде всего искусство Кантом), так что активная позиция публики в процессе восприятия произведения искусства получила признание. Подобно акту творчества, акт восприятия произведения искусства также сложен и включает, как рациональное стремление истолковать произведение, так и эмоциональные переживания, сопровождающие восприятие (сравни понятие катарсиса, т. е. очищение души через переживание ужаса во время исполнения трагедии, в «Поэтике» Аристотеля). Акт восприятия художественного произведения может рассматриваться как творческий или сотворческий процесс, что таит в себе парадокс: каким образом определить адекватность восприятия произведения искусства, если публика имеет право на творчество? Ведь в этом случае она имеет право и на собственную интерпретацию, отличную от авторской. Другая модель предполагает взгляд на публику как на множество потребителей, действующих по более простой схеме ответной реакции на соответствующее внешнее воздействие. Зритель, читатель, слушатель рассматриваются в этом случае как потребители, для их изучения предлагаются те же методы, что и для изучения потребителей в других сферах. В результате проводятся эмпирические социально-психологические исследования, однако собственно творческая составляющая действий публики оказывается при этом в значительной мере за пределами рассмотрения, что не даёт адекватной картины.

Эволюция искусства. Искусство как социальный институт. Можно выделить общие тенденции развития искусства, обусловленные тремя основными факторами: изменение социокультурных условий; изменение художественных приёмов; изменение технических возможностей отображения реальности и коммуникации.

Первые памятники искусства дошли до нас из эпохи верхнего палеолита. Изначально искусство составляло нераздельное единство с религиозным культом и предметно-материальной средой (одежда, жилище и т. п.). Дальнейшее развитие шло по пути превращения искусства в относительно самостоятельную сферу человеческой деятельности, эмансипации художника и публики, в результате чего художник, пройдя стадии общинного ремесленника и придворного художника, оказался в ситуации возникающего художественного рынка, когда ему приходится самостоятельно выбирать возможности создания того или иного произведения. Идеологическим отражением этого процесса эмансипации стали разного рода теории автономии искусства, чистого искусства, искусства для искусства.

Другая тенденция - постоянное расширение технических возможностей художника, вовлечение всё новых сфер реальности и аспектов восприятия в творческий процесс. Особенно мощным стало развитие техники в 19-20 веках, в результате чего возник ряд новых видов искусства - фотография, кино, теле и видеоискусство, компьютерное искусство; при этом и виды искусства, уже существовавшие прежде, изменились под влиянием техники. Так, возможность звуко и видеозаписи привела к тому, что уникальные прежде произведения исполнительского искусства - театральный спектакль, концерт - утрачивают уникальность и становятся доступными широкой аудитории на практически неограниченное время. Новые - технические в своей основе - виды искусства также нарушают традиционные представления о подлинности (аутентичности) художественного произведения, о соотношении оригинала и копии (у видеофильма или цифровой фотографии нет оригинала в традиционном, материальном, смысле слова, поскольку копия неотличима от «оригинала»).

Происходит углубление и усложнение отношений искусства с другими видами человеческой деятельности. Искусство  на протяжении последних столетий входит во всё более напряжённые отношения притяжения-отталкивания с научно-технической сферой, с одной стороны, и с политико-идеологической сферой - с другой. Сотрудничество с ними необходимо искусству для достижения эффективности и общественной значимости, в то же время обе эти сферы угрожают самостоятельному существованию искусства и свободе художественного творчества.

Наконец, следует отметить возрастающую коммерциализацию искусства. Расширение художественного рынка приводит к смещению традиционных ценностных ориентиров художника. Ориентация на быстрый успех, на привлечение максимально широкой публики не оставляет места для длительного творческого поиска, делает излишней выработку оригинальных выразительных средств. Резкий рост, так называемого массового искусства (популярной музыки, тривиальной литературы, кассового кино) грозит серьёзным структурным дисбалансом в сфере искусства, когда художественные явления, занимавшие прежде центральные позиции, оказываются оттеснёнными на периферию.

Одним из ответов художников на происходящие изменения стала активизация экспериментального искусства, которое возникло под влиянием успехов науки 17-18 веков и вполне оформилось в эпоху романтизма. Оно стало областью наиболее активных поисков новых форм и приёмов художественного творчества. Используя разного рода технику, но прежде всего усиливая интеллектуальную составляющую искусства, представители различных направлений авангардизма 20 века предприняли попытку - каждый своим способом - определить новые границы и возможности искусства. Одним из следствий этой деятельности стало дальнейшее размывание традиционного представления о произведении искусства и в то же время - во многом как реакция на это - появление консервативно-охранительных тенденций, включая имитацию классического искусства и расширение рынка антиквариата.

В современную эпоху искусство представляет собой мощный и сложный социальный институт, охватывающий создателей произведений искусства (художников, авторов), разнообразные средства хранения и доведения произведений искусства до публики, как некоммерческие (музеи, библиотеки, некоммерческие галереи и фестивали), так и коммерческие (коммерческие галереи, аукционы и ярмарки, кинопрокат и коммерческая концертная деятельность, книготорговля, торговля аудио- и видеопродукцией). Организация публики осуществляется с помощью просветительных программ, через критику и рекламу. В некоторых странах существуют активные объединения любителей искусств (общества, клубы). Систематическая подготовка художников осуществляется в учебных заведениях различных уровней и различной направленности. Истоки этой системы функционирования современного искусства относятся к началу Нового времени, её формирование завершилось в основном к концу 19 века.

Лит.: Ingarden R. Untersuchungen zur Ontologie der Kunst: Musikwerk, Bild, Architektur, Film. Тüb., 1962; Read Н. Е. Art and society. 4th ed. L., 1967; Gombrich Е. Art and illusion: а study in the psychology of pictorial representation. 5th ed. L., 1977; Каган М. С. Социальные функции искусства. М., 1978; Dewey J. Art as experience. 3rd ed. Carbondale, 1986; Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991; Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993; Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996; Вейдле В. В. Умирание искусства. СПб., 1996; Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М., 1998; Зедльмайр Г. Искусство и истина: теория и метод истории искусства. СПб., 2000; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 2001; Габричевский А. Г. Морфология искусства. М., 2002. Смотри также литературу при ст. Эстетика.

С. А. Ромашко.