Велде

ВЕЛДЕ (van de Velde), семья голландских живописцев, рисовальщиков и офортистов 17 - начало 18 века.

Виллем ван де Велде Старший (около 1611, Лейден - 13.12.1693, Лондон) происходил из семьи мореплавателей. В молодости был моряком; вероятно, живописи обучался самостоятельно. С 1672 года находился на службе английского короля Карла II. Изображал преимущественно корабли и морские сражения (большая часть работ - в Национальном морском музее Гринвича, Лондон; в живописи предпочитал технику гризайля). По его картонам была выполнена серия шпалер в память битвы при Солбей (в собраниях Хэмптон-корта и Букингемского дворца, Лондон). Отец Виллема ван де Велде Младшего и Адриана ван де Велде.

Велде

Виллем ван де Велде Младший [крещён 18.12.1633, Лейден - 6.4.1707, Гринвич (?)], обучался у отца, затем у С. де Влигера в Вестле. Крупнейший из голландских маринистов, до 1672 года работал в Амстердаме, затем вместе с отцом переехал в Англию, где работал при дворе (коллекция его произведений - в Букингемском дворце, Национальном морском музее Гринвича и Хэмптон-корте). Писал виды побережья («Берег в Схевенингене», Национальная галерея, Лондон), марины («Суда на рейде», 1653, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и др.). Удачно сочетал тщательность рисунка с тонкой передачей атмосферы и освещения («Пушечный залп», около 1660, Рейксмюсеум, Амстердам). Для зала заседаний комиссии порта Амстердама написал огромную парадную марину «Залив Эй у Амстердама» (1686). К концу жизни создал изящную серию зарисовок кораблей, исполненных карандашом и пером.

Реклама

В. ван де Велде Младший. «Пушечный залп». Около 1660. Рейксмюсеум (Амстердам).Адриан ван де Велде (крещён 30.11.1636, Амстердам - похоронен 21.1.1672, там же), учился у отца в Амстердаме и у Я. Вейнантса в Харлеме. Испытал влияние Ф. Вауэрмана и П. Поттера; посетил Италию в 1653-56 годах. Писал пейзажи с изображением людей и животных, следуя национальной лирической традиции и мягкой живописности приёмов («Побережье близ Схевенингена», 1658, КГ, Кассель; «Зима», 1668, Национальная галерея, Лондон; «Охота», 1669, ГМИИ, и др.), портреты. В его творчестве, отмеченном простотой и демократичностью образов, постепенно усилились тенденции к занимательности и нарядной изысканности изображений. Создавал также картины на мифологические и аллегорические сюжеты («Меркурий и Аргус», 1663, собрание Лихтенштейн, Вадуц; «Невинность между Добродетелями и Пороками», 1663, ГМИИ).

Лит.: Willem Van de Velde de oude, 1611-1693, scheepstekenaar. (Cat.). Rotterdam, 1980; The art of the Van de Veldes. (Cat.). L., 1982; Robinson М. S. Van de Velde: а catalogue of the paintings of the Elder and the Jounger Willem Van de Velde. L., 1990. Vol. 1-2.

Т. П. Каптерева.