Каваллини Пьетро

КАВАЛЛИНИ (Cavallini) Пьетро (между 1230-50, Рим - между 1330-40, там же), итальянский живописец и мозаичист. Один из основоположников Проторенессанса. Под покровительством папы Николая III в 1270-80-х годах работал над поновлением раннехристианских фресковых циклов в римской церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (некоторые сцены были написаны им полностью; не сохранились), а в 1325-30 выполнил мозаику на фасаде этой церкви.

Эти произведения Каваллини в одной из крупнейших базилик Рима привлекли внимание многочисленных паломников (среди которых были и художники) и определили его широкую известность и авторитет. Каваллини - один из первых итальянских средневековых художников, чьи личность, имя и хронология творчества известны как из документов, так и по подписям мастера. В 1-й половине 1290-х годов в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме Каваллини расписал интерьер нефа сценами из Ветхого и Нового Завета (сохранился «Страшный суд» на западной стене). В обеих церквах в одно время с Каваллини работал над алтарными кивориями скульптор Арнольфо ди Камбио, с которым Каваллини разделял интерес к трёхмерным объёмам (в росписи Каваллини этот интерес ярко проявился в фигурах апостолов). В церкви Санта-Мария-ин-Трастевере (2-я половина 1290-х годов) Каваллини принадлежат 6 мозаичных сцен с эпизодами из жития Богоматери, дополненные фигурой предстоящего донатора Бертольдо Стефанески. Эти произведения контрастируют со средневековой традицией: на абстрактных золотых фонах выступают изображения архитектурных сооружений и объёмных фигур, заставляя воспринимать фон как пространственный. Вкус к повествовательным деталям сближает мозаики с византийскими произведениями палеологовского периода. Документировано пребывание Каваллини в Неаполе в 1308 году; предполагается также, что он работал в этом городе и в 1320-х годах, когда были созданы приписываемые ему фрески в церкви Санта-Мария-Доннареджина. С именем Каваллини связывают также отдельные фрагменты фресок в церквах Рима (Сан-Джорджоин-Велабро, Санта-Мария-ин-Арачели, несохранившийся францисканский цикл в церкви Сан-Франческо-а-Рипа) и Неаполя, однако эти атрибуции остаются гипотетическими.

Реклама

Творчество Каваллини открывает новый этап в итальянской живописи. Отказавшись от ориентации на византийское искусство, Каваллини обратился к раннехристианскому наследию, восприняв через него некоторые традиции античности. Он обогатил фреску цветовыми моделировками, привнёс новое чувство объёма и ритма, а также новое представление о человеческой фигуре, добившись в своих композициях беспрецедентной монументальности. Каваллини определил магистральное направление в дальнейшем развитии итальянского искусства, его влияние ощутимо в творчестве мастеров конца 13 - начала 14 века (Я. Торрити, «Мастер Исаака», «Мастер легенды свыше Франциска», Джотто и др.).

Лит.: Lavagnino Е. Р. Cavallini. Roma, 1953; Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956. Т. 1; Sindona Е. Р. Саvallini. Mil., 1958; Toesca Р. Р. Cavallini. N. Y., 1961; Hetherington Р. Р. Cavallini: а study in the art of late medieval Rome. L., 1979; Tomei А. Р. Cavallini. Mil., 2000.