Иванов день

ИВАНОВ ДЕНЬ (восточнославянский - Иван Купала, Иван Травник, Иван Цветной, Ярилин день; польский - Kupalnocka, Palinocka; латинский - Лиго, немецкий - Mitsommer, английский - Midsummer, французский - Miété и т.д.), праздник летнего солнцестояния у народов Европы, приуроченный к церковному празднику Рождества Иоанна Предтечи (24 июня; для России даты приводятся по старому стилю); иногда продолжался до дня апостолов Петра и Павла (29 июня) или 4 июля. У  восточных славян часто завершает цикл троицких обрядов. По аналогии с праздником зимнего солнцестояния (Святками) Иванов день считается временем активизации нечистой силы и чудес (зацветают волшебные травы, светятся подземные клады, звёзды спускаются на землю, солнце «играет», или «купается», и т.п.).

Обряды имеют в основном охранительный характер или связаны с символикой плодородия: они сопровождаются действиями с растительностью, водой, огнём. Накануне Иванова дня собирали травы (обычно в полночь или перед восходом солнца: считалось, что магической силой обладает только трава, которой не коснулись лучи солнца). Часто с Ивановым днем связывают определённые растения: папоротник, полынь, иван-да-марью, купальницу, чертополох, зверобой (английский St. John’s wort), клевер (испанский planta sanjuanera), арнику, руту, ароматические растения - лавр, лаванду, вербену, валерьяну, укроп, тмин, чеснок и т.п. Травами обкуривали и украшали «ивановскими букетами» и венками дома, людей, скот; в Западной Европе из зелени сооружали кресты.

Реклама

Иванов деньВода на Иванов день считалась целебной: было принято купаться (устраивались совместные купания юношей и девушек; в других случаях купались девушки, а парни прятали их одежду и т.д.) и пить из источников, обливать прохожих. Ценилась «ивановская роса»: её собирали, пили, ею умывались, ходили по ней босиком или катались по траве и т.д.

Один из основных ритуалов Иванова дня - разжигание костров: за околицей, часто на холмах, в Западной Европе - также в городах (во Франции в этом принимал участие король). Для зажигания костра часто использовался «живой», или «новый», огонь, то есть добытый трением. «Ивановский костёр» часто интерпретировался как «сожжение ведьмы», которую могли символизировать шест с лошадиным или коровьим черепом, венком, метла, дерево или чучело (восточнославянский - Купала, Мара, Морена), мелкие животные (лягушки, кошки, лисицы) и т.п. Через костры перепрыгивали (в основном молодёжь, часто парами), от них зажигали факелы, с которыми бегали за девушками или вокруг засеянных полей, дымом окуривали поля, дома и скот, огнём от костра зажигали в доме очаг, пепел от него рассыпали в поле и т.д. Женщины, не пришедшие к костру или не перепрыгнувшие через него, подозревались в ведовстве. В Испании известен обычай хождения босиком по горячим углям. Иногда зажигали огни на воде, сталкивали с гор горящие колёса и смоляные бочки.

Основные участники обрядов - молодёжь (прыганье через костры, обрядовые бесчинства, игра в горелки), женщины (сбор трав, гадания, у  восточных славян - обрядовые трапезы с кашей, катание по полю и др.), отдельные профессиональные группы (пастухи, особенно в областях отгонного скотоводства, и др.). Были распространены обходные обряды с участием детей или девушек, часто во главе с избранной «королевой» (румынский - Дрэгайка,  восточногреческий - Калиница, буквально - красавица и т.п.); в Болгарии девушки носили на руках девочку в венке и в рубахе с длинными рукавами (Енева буля) и т.д. Многие источники сообщают о свободном общении полов в Ивановскую ночь; эротический подтекст имеют обычаи ритуальных ухаживаний, взаимные обеты верности между влюблёнными, кумление мужчины и женщины, называемых иногда «Иваном и Марией», купание, игры у костра, гадания и т.д. Для  восточнославянских «купальских» («иванских») песен характерны свадебная тематика, балладные сюжеты, связанные с инцестом, и др.

Обряды Иванова дня имеют много общего как со святочными (гадания, купание и кропление водой, ряжение), так и с троицкими: украшение домов травой и цветами; завивание венков, пускание их по воде; наряжение деревца (чаще берёзы - у уэльсцев она называлась летним деревом; у финнов в этой роли выступала «ивановская ель» - juhannuskuusi), с которым ходили по деревне, водили вокруг него хороводы, устраивали игры (его пытались похитить жители соседних деревень или парни у девушек), после чего его бросали в воду или сжигали на костре; роль деревца могли выполнять чучело из травы и веток (Морена, русалка), шест, украшенный венком и гирляндами (аналогично майскому дереву), и т.п. После Иванова дня обычно снимались запреты на купание, заготовку трав. Иванов день - важный рубеж сельскохозяйственного календаря (предшествовал сенокосу): он был последним днём, когда слуги могли сменить хозяев (Германия), днём найма работников (французский la louéе de la Saint-Jean) и т.д. Церковь в большинстве стран осуждала обряды Иванова дня, в других - стремилась придать им церковный характер: освящала водоёмы, костры, цветы и т.д.

Лит.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, конец XIX – начало ХХ в.: Летне-осенние праздники. М., 1978; Т. 3. Иван Купала // Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря. СПб., 2001; Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002; Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Иван Купала // Славянские древности. М., 2004. Т. 3.

Е. С.