Государственная Дума

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА,

1) в Российской империи в 1906-17 годах высший законодательный государственный орган наряду с реформированным Государственным советом; фактически нижняя палата парламента. Образована в соответствии с манифестом императора Николая II от 6(19).8.1905 как законосовещательное учреждение (получила название «Булыгинская дума»), в результате развития Революции 1905-07. Манифестом 17 октября 1905 провозглашена законодательным органом. Её полномочия были окончательно определены в Основных государственных законах 1906. Государственная дума заседала в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.

В соответствии с избирательным законом от 11(24).12.1905 избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствовавшие ряду требований. Из числа избирателей были исключены «бродячие инородцы» (кочевые народы), студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осуждённые. Выборы депутатов для разных категорий населения были двух-, трёх- и четырёхстепенными; в Европейской России производились по 4 куриям. В курию землевладельцев входили земельные собственники и крупные домовладельцы, в городскую курию - лица, платившие промысловый налог, получавшие содержание или пенсию на государственной и общественной службе или железной дороге (кроме низших служащих и рабочих), а также квартиронаниматели и владельцы частных предприятий; в курию крестьян и казаков - домохозяева, в курию рабочих - рабочие тех предприятий, на которых было занято свыше 50 человек. Одного выборщика, который затем на губернском избирательном собрании участвовал в выборах депутатов, избирали 2 тысячи избирателей землевладельческой курии, 4 тысячи - городской, 30 тысяч - крестьянской и казачьей, 90 тысяч - рабочей. Представительство населения Царства Польского, Сибири, Кавказа и Средней Азии было меньшим, чем населения Европейской России; выборы в этих регионах производились по куриям, образованным главным образом по вероисповеднонациональному принципу с предоставлением преимуществ православному и русскому населению.

Реклама

Государственная Дума,Первоначально Государственная дума должна была состоять из 524 депутатов, с 1907 - из 442, с 1910 - из 446. Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Государственной думы избирались на 5 лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов (при этом он был обязан назначить срок новых выборов). Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Государственной думы руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Государственной думы пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.

Дума рассматривала: проекты новых законов и штатные расписания всех государственных учреждений; государственную роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Министерству императорского двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906); отчёты Государственного контроля по исполнению государственной росписи, часть дел об отчуждении государственных доходов или имуществ; дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны. В случае отказа Государственной думы утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части государственного бюджета существенно ограничило бы возможности соответствующих ведомств. Утверждённые Государственной думой законопроекты поступали на рассмотрение Государственного совета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Государственного совета и одобрен ими, Государственная дума рассматривала его и, в свою очередь, в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору. Из ведения Государственной думы были изъяты постановления по строевой, технической и хозяйственной части, а также положения и наказы учреждениям и должностным лицам Военного и Морского министерств (если они не касались предметов общих законов и не требовали нового расхода из казны или этот расход покрывался за счёт финансовой сметы военных или морских ведомств). Законопроект мог быть внесён в Государственную думу министрами или, если законодательная инициатива исходила от самих депутатов, а соответствующее ведомство отказывалось разрабатывать законопроект, - группой депутатов Государственной думы в количестве не менее 30 человек. Государственная дума была лишена права законодательной инициативы, направленной на изменение Основных государственных законов. В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные государственные законы, законы о Государственной думе, Государственном совете и выборах в них); с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утверждён, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главноуправляющим о незаконных, с точки зрения депутатов, действиях должностных лиц. Главы центральных ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа сделать таковые. Если 2/3 членов Государственной думы признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов Думы представлялся на рассмотрение императора.

Государственная дума 1-го созыва [одна сессия; 27.4(10.5) - 8(21).7.1906]. Председатель - С. А. Муромцев. К концу работы Думы в ней насчитывалось 499 депутатов (избрание 11 членов Думы было аннулировано, один сложил полномочия депутата, 6 депутатов не успели прибыть на заседания Думы, избрание нескольких депутатов не успело состояться). Численность крупнейших политических объединений Думы на 26.6(9.7).1906 составляла: фракция Конституционно-демократической партии (КДП) - 176 депутатов, трудовая группа - 102, польское коло - 33, фракция мирнообновленцев (впоследствии образовали мирного обновления партию) - 26, фракция социал-демократов (входили большевики и меньшевики; создана в июне депутатами, до этого входившими в трудовую группу) - 18 депутатов; 100 депутатов относили себя к беспартийным, около 40-50 из них придерживались правых взглядов.

Работа 1-й Государственной думы проходила в обстановке острой конфронтации с правительством. Кадеты выдвинули требование установить ответственность правительства перед Думой, их поддержала значительная часть других депутатов. Дума направила свыше 260 запросов министрам (в основном касавшихся смертных казней, арестов, «насилий полицейских властей» и пр.), приняла 2 законопроекта - об отмене смертной казни и её замене бессрочной каторгой (был внесён самими членами Думы, задержан в Государственном совете) и об отпуске средств на помощь голодающим (внесён правительством, стал законом).

Центральным вопросом, обсуждавшимся в Государственной думе, стал аграрный. Для его решения были внесены три законопроекта. Проекты фракций КДП и трудовой группы предусматривали передачу крестьянам государственных, удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель, а также принудительный выкуп (проект трудовой группы предусматривал и случаи безвозмездного отчуждения) части частновладельческой земли (в проекте трудовой группы - всей земли, превышавшей «трудовую норму»). Эти проекты были переданы в комиссию Думы для дальнейшей разработки. Третий проект («проект 33-х»), разработанный главным образом депутатами-эсерами, предусматривал уничтожение частной собственности на землю и её уравнительное распределение между всеми желающими заниматься сельским хозяйством (этот проект был отклонён). Ввиду радикального, по мнению императора и его окружения, характера деятельности Думы она была досрочно распущена. Сразу после этого часть бывших депутатов Государственной думы обратилась к населению с Выборгским воззванием, призывавшим население к пассивному неповиновению властям в знак протеста против досрочного роспуска Думы.

Государственная Дума,

Члены 1-й Государственной думы после её роспуска (слева направо): Г. Н. Шапошников, Д. И. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, Пётр Д. Долгоруков, С. А. Муромцев.

Государственная дума 2-го созыва [одна сессия; 20.2(5.3) - 3(16).6.1907]. Председатель - Ф. А. Головин. В работе участвовали 518 депутатов. Состав 2-й Государственной думы оказался более радикальным по сравнению с составом 1-й Государственной думы: трудовая группа - 104 депутата, фракция КДП - 98, фракция социал-демократов (большевики и меньшевики) - 65, польское коло - 46, «Союз 17 октября» и группа «умеренных» - 44, фракция социалистов-революционеров партии (ПСР) - 37, мусульманская фракция - 30, казачья группа - 17, фракция Народно-социалистической партии - 16, группа правых и монархистов - 10 депутатов. Беспартийными объявили себя 50 депутатов. Правительство внесло в Государственную думу свыше 250 законопроектов, из них Дума рассмотрела 26, приняла 20. Проект государственного бюджета Государственная дума рассмотрела частично. Членами Думы был принят ряд собственных законопроектов, три из них стали законами (два об ассигновании средств на помощь пострадавшим от неурожая и один об установлении контингента призывников в армию на 1907). Аграрная комиссия Государственной думы высказалась за прекращение действия указа императора Николая II от 9(22).11.1906, в соответствии с которым началась столыпинская аграрная реформа. Аграрная комиссия Государственной думы вновь обсуждала законопроекты, выдвинутые КДП и трудовой группой, а также внесённые эсерами («социализации» земли) и народными социалистами («муниципализации» земли). Преобладание и во 2-й Государственной думе оппозиционных настроений также предопределило её досрочный роспуск императором. Поводом для него послужило сфальсифицированное обвинение в антигосударственном заговоре фракции социал-демократов (её члены накануне роспуска Думы были арестованы). При роспуске Думы был одновременно опубликован новый избирательный закон. В соответствии с ним в Европейской России число выборщиков от землевладельцев было увеличено, а от крестьян - сокращено, представительство населения Царства Польского, Сибири и Кавказа уменьшено, проведение выборов в Средней Азии прекращено. Изменение порядка выборов в Государственную думу в нарушение Основных государственных законов было расценено оппозицией как «третьеиюньский переворот» 1907.

Государственная дума 3-го созыва [пять сессий; 1(14).11.1907 - 9(22).6.1912]. Председатели - Н. А. Хомяков (1907-1910), А. И. Гучков (1910-11), М. В. Родзянко (1911-12). Выборы в соответствии с новым избирательным законом предоставили большинство мест в Думе правым и умеренным политическим силам: фракция «Союза 17 октября» (на неё опиралось правительство) - 154 депутата (к 5-й сессии - 121), фракция умеренно правых - 70, фракция КДП - 54, фракция правых - 51, прогрессивная группа (на её основе в 1912 создана прогрессистов партия) - 28 (37 человек в 5-ю сессию), национальная группа - 26, социал-демократическая фракция - 19, трудовая группа - 14, польское коло - 11 депутатов. В 1909 году национальная группа и фракция умеренно правых объединились в русскую национальную фракцию (91 депутат). Результаты голосования в Государственную думу 3-го созыва зависели от позиции октябристов. В Государственную думу 3-го созыва было внесено (подавляющая часть - правительством) около 2,5 тысяч законопроектов, свыше 95% из них были одобрены Думой. Важнейшие из одобренных Думой законопроектов - ежегодные государственные бюджеты, законы о столыпинской аграрной реформе [от 14(27).6.1910 и 29.5(11.6).1911], страховании рабочих от несчастных случаев [от 23.7(5.8).1912], местном суде [от 15(28).6.1912]. Из принятых Думой законопроектов Государственным советом отклонён 31, в том числе законопроекты о введении земств в Сибири и на Дальнем Востоке (были разработаны по инициативе членов Думы) и о введении всеобщего начального обучения (разработан Министерством народного просвещения).

Государственная дума 4-го созыва [пять сессий; 15(28).11.1912 - 6(19).10.1917]. Председатель - М. В. Родзянко. Большинство в Думе по-прежнему составляли правые и умеренные политические силы. В мае 1914 года фракция русских националистов и умеренно правых насчитывала 86 членов (в 1915 из неё выделилась группа прогрессивных националистов - около 30 депутатов), фракция земцев-октябристов - 66, фракция правых - 60 (в 1916 выделилась группа независимых правых - 32 депутата), фракция КДП - 48, группа центра - 36, фракция прогрессистов - 33, группа «Союза 17 октября» - 20, независимая группа - 13, трудовая группа - 10 депутатов. С началом 1-й мировой войны сессии Думы созывались нерегулярно, правительство широко практиковало чрезвычайно-указное законотворчество. На чрезвычайной однодневной сессии 26.7(8.8).1914 Дума выразила поддержку правительству и одобрила предоставление ему чрезвычайных военных кредитов, впоследствии одобряла другие чрезвычайные меры, предпринятые правительством в связи с войной. Под влиянием поражений российской армии на фронте в 1915 году среди членов Думы распространились оппозиционные настроения, в результате которых большинство объединилось вокруг требования сформировать новое правительство из пользовавшихся доверием Думы политических деятелей (главным образом, из самих депутатов Государственной думы) и в августе 1915 создало Прогрессивный блок (в него также вошла значительная часть членов Государственного совета). Критика правительства с думской трибуны резко усилилась с ноября 1916. В связи с волнениями в Петрограде председатель СМ Н. Д. Голицын, воспользовавшись разрешением императора Николая II в случае необходимости приостановить заседания Думы, императорским указом от 25.2(10.3).1917 прервал 5-ю сессию Государственной думы (должна была возобновиться не позднее апреля 1917). Однако депутаты не разошлись и в частном порядке 27.2(12.3).1917 образовали Временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами. Комитет стал одним из двух (наряду с Петросоветом) центров власти в ходе Февральской революции 1917; его представители А. И. Гучков и В. В. Шульгин выехали в Псков, где пытались убедить императора Николая II отречься от престола в пользу цесаревича Алексея, но император [2(15).3.1917] отрёкся от престола и за себя и за сына в пользу великого князя Михаила Александровича, однако последний 3(16) марта отказался принять власть, предоставив решение вопроса Учредительному собранию. 2(15).3.1917 Временный комитет Государственной думы объявил о создании Временного правительства, большую часть портфелей в котором получили члены комитета или депутаты Государственной думы. Временное правительство воспрепятствовало возобновлению 5-й сессии Государственной думы, а 6(19).10.1917 прекратило депутатские полномочия членов Государственной думы в связи с началом выборов в Учредительное собрание.

2) Одна из двух палат российского парламента - Федерального собрания Российской Федерации. Создана указом Президента Российской Федерации (1993). Государственная дума - так называемая нижняя палата парламента, которая формируется путём общенациональных выборов и представляет население страны в целом (в отличие от верхней палаты - Совета Федерации, представляющей субъектов Российской Федерации).

Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная дума состоит из 450 депутатов. Это примерно на 200 мандатов меньше, чем численность нижней палаты в парламентах Великобритании, ФРГ, Франции. Депутаты избираются на 4 года на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. С 2007 года формируется на основе пропорциональной избирательной системы по единому федеральному округу, кандидаты выдвигаются только политическими партиями (списки партий). Партии, не собравшие 7% и более голосов избирателей («заградительный барьер»), мест в Государственной думе не получают.

Государственная дума - орган народного представительства и законодательный орган. Основной функцией Государственной думы является законотворчество. Государственная дума принимает федеральные и федеральные конституционные законы (в том числе поправки к ранее принятым). Для принятия федерального закона требуется большинство голосов депутатов от установленной численности Государственной думы (то есть как минимум 226). Федеральные конституционные законы требуют для принятия 2/3 голосов. Законы, принятые Государственной думой, требуют одобрения Совета Федерации. По ключевым вопросам, перечисленным в Конституции Российской Федерации, это одобрение обязательно, по другим - необязательно, если Совет Федерации в установленный срок решил не рассматривать закон. Таким образом, Дума может принять закон без Совета Федерации, а последний принять его без Государственной думы не может. Совет Федерации может отклонить законопроект, принятый Государственной думой (право вето). Вето Совета Федерации может быть преодолено повторным принятием законопроекта Думой большинством в 2/3 голосов.

Государственная Дума,Государственная дума назначает некоторых высших должностных лиц, является органом парламентского контроля и участвует в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства. Так, выдвигаемая Президентом Российской Федерации кандидатура на пост Председателя Правительства Российской Федерации должна получить одобрение Государственной думы (решение принимается открытым или тайным голосованием, требуется большинство голосов от установленной численности депутатов Государственной думы). Дума назначает на должность и освобождает от должности некоторых других должностных лиц - председателя Центрального банка Российской Федерации и 12 членов Совета директоров Банка, председателя Счётной палаты Российской Федерации и половину её аудиторов, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, 1/3 часть членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Осуществляя парламентский контроль, Государственная дума вправе выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Это не означает обязательного ухода правительства в отставку, Президент Российской Федерации рассматривает вопрос об отставке только после второго вотума недоверия, если он последует в течение 3 месяцев. В этом случае он вправе уволить Правительство Российской Федерации либо назначить нового Председателя Правительства Российской Федерации и распустить Государственную думу с назначением даты новых выборов. Президент может также распустить Государственную думу в случае отказа в доверии (путём голосования большинства от установленной численности Государственной думы), если вопрос о доверии будет поставлен перед Думой Председателем Правительства Российской Федерации.

Государственная дума обладает и другими полномочиями. Только она утверждает ежегодный государственный бюджет (законом, принятым совместно с Советом Федерации) и отчёт о его исполнении. Государственная дума объявляет амнистию (объявлялась более 10 раз). Государственная дума принимает решения на пленарных заседаниях, которые правомочны в присутствии большинства депутатов. Государственная дума систематически (по расписанию в определённый день недели) проводит «правительственный час», на котором заслушивает министров, других высших должностных лиц по заранее переданным им вопросам (но принимать в их отношении какие-либо обязательные решения Государственная дума не вправе). В работе Думы используются парламентские (от имени палаты) и депутатские запросы. Парламентарии могут проводить также парламентские расследования, создавая для этого объединённую комиссию Государственной думы и Совета Федерации.

Государственная Дума,Внутренняя организация и порядок работы Государственной думы определяются принимаемым ею регламентом. Работой Государственной думы руководят избираемые ею председатель (иногда называемый спикером) и 10 заместителей председателя. Председателем Думы по традиции избирается представитель наиболее крупной партийной фракции в Государственной думе, его заместителями - представители других фракций. Внутренним руководящим органом является также Совет Государственной думы, на заседаниях которого решающий голос имеют председатель Государственной думы и его заместители, лидеры партийных фракций участвуют с правом совещательного голоса. Внутри Государственной думы депутаты группируются по партийным фракциям. Переход из одной партии (от которой депутат избран) в другую партию (и фракцию) влечёт лишение депутатского мандата. Внутренними органами являются также постоянные комитеты и постоянные комиссии, создаваемые на период сессии. Какие именно комитеты и комиссии и в каком количестве, определяется регламентом Думы (как правило, их более 20). Состав комитетов формируется пропорционально численности партийных фракций, обычно это делается «пакетным соглашением» между фракциями (партиями), когда договариваются о замещении должностей заместителей председателя Государственной думы, председателей комитетов, их заместителей, количестве членов. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Комитеты предварительно рассматривают законопроекты, проекты постановлений Государственной думы, делают доклады и содоклады по этим документам. Для подготовки отдельных вопросов создаются временные комиссии. Для работы с избирателями депутаты выезжают на места и используют другие формы работы. Дума работает в сессионном порядке - две сессии в год: весенняя (январь - июнь) и осенняя (сентябрь - декабрь). В случае необходимости после консультаций председателя Государственной думы с лидерами фракций Дума принимает решение о продлении или созыве сессии досрочно. Государственная дума имеет свой аппарат, который обеспечивает организационную и техническую работу.

3) Законодательный орган государственной власти в ряде субъектов Российской Федерации - Астраханской области, Ставропольском крае, Ямало-Ненецком автономном округе и др.

Источн.: Государственная дума. Стенографические отчеты: [Созыв 1-4]. СПб.; П., 1906-1917; Законодательные акты переходного времени. 1904-1908 годы СПб., 1909; Законотворчество думских фракций 1906-1917 годы М., 2006.

Лит.: Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России. Пермь, 1995; Власть и реформы. СПб., 1996; Демин В. А. Государственная дума России (1906-1917). М., 1996; Донесения Л. К. Куманина из министерского павильона Государственной думы, декабрь 1911 - февраль 1917 // Вопросы истории. 1999. №1-12. 2000. №1-6; Николаев А. Б. Государственная дума в Февральской революции: Очерки истории. Рязань, 2002; Представительная власть в России: История и современность. М., 2004; Государственная дума России, 1906-2006. Энциклопедия: В 2 т. М., 2006.

Д. И. Раскин, В. Е. Чиркин.