Власть

ВЛАСТЬ, отношение между людьми, в котором одни могут навязать свою волю другим; оно имеет место в тех случаях, когда человек (группа, организация) обладает возможностью целенаправленно воздействовать на других людей, заставить их делать то, что сами они в ином случае не стали бы делать. Власть - необходимое условие осуществления любой совместной деятельности, основа социального управления; она появляется вместе с возникновением человека и существует во всех устойчивых формах отношений между людьми: родители имеют власть над детьми, работодатели - над наёмными работниками, руководители - над подчинёнными и так далее. Существуют и расширительные толкования власти (Б. Рассел, американские учёные К. Гибсон, Э. Голдмен), когда в пространство власти включается мир животных (власть вожака стаи) и даже неодушевлённые предметы (власть стихии).

Власть всегда предполагает наличие двух сторон - субъекта власти и объекта власти, которыми могут быть отдельные люди, группы и организации. В реальности люди редко бывают только субъектами власти или только её объектами: один и тот же человек может быть одновременно объектом чьей-то власти и иметь власть над другими людьми. Власть возникает в ситуациях, когда субъект имеет определённые намерения в отношении объекта и обладает относительно устойчивой способностью их реализовать, даже несмотря на возможное сопротивление. Власть - это определённый потенциал, которым располагает субъект и который может быть использован для воздействия на объект; она характеризует спектр возможных изменений в состоянии объекта, его сознании и поведении, которые может осуществить субъект по своей воле. То есть власть существует и без своего воплощения в подчинении объекта, поскольку субъект может предпочесть отложить реализацию своих намерений или предположить, что желаемый результат будет достигнут и без его вмешательства. Иными словами, субъект может обладать властью над объектом, не осуществляя её.

Реклама

Если же попытки субъекта навязать волю объекту терпят неудачу, то это обычно свидетельствует об отсутствии власти. Отсутствует власть и в тех случаях, когда намерения субъекта реализуются независимо от самого субъекта и он не может повлиять на ход событий. Тем самым власть отличается от воздействия традиций, общественного мнения, законов, моральных норм, природных факторов, где субъект отсутствует или его наличие имеет чисто формальный характер.

Основные традиции в объяснении власти. Как и любой важный феномен человеческой жизни, власть всегда была объектом внимания исследователей, интерес которых сосредоточивался преимущественно на изучении её отдельных аспектов, форм и закономерностей. Так, античные мыслители (Платон, Аристотель) анализировали конкретные формы политического правления и основания власти в государстве; для Августина и других философов-теологов Средневековья центральной темой было соотношение власти божественной и земной; Н. Макиавелли интересовали механизмы и ресурсы власти, которыми должен обладать эффективный правитель; в Новое время разрабатывались основы формирования государственной власти и принципы взаимоотношений между её ветвями (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Л. Монтескьё).

Попытки определения самого понятия власти также предпринимались с античных времён. Платон рассматривал власть как способность влиять на другого или быть под влиянием другого. Аристотель характеризовал власть как свойство (принадлежность) любой сложной системы, как общий закон природы: «Всё, что состоит из нескольких частей, имеет властвующий элемент и подчинённый элемент».

Понятие «власть», достаточно приближенное к современному пониманию, было предложено Т. Гоббсом, заложившим основу каузальной концепции власти. Он определял власть человека как вид причинной связи, как его наличные средства для достижения некоего блага в будущем. Различие между властью и причиной связано со временем осуществления действия: причина относится к уже произведённому действию, к прошлому, в то время как власть есть способность произвести что-то в будущем.

Наиболее обстоятельный анализ понятия «власть» был дан М. Вебером, который рассматривал власть как шанс субъекта осуществить свою волю внутри социального отношения, несмотря на возможное сопротивление, и независимо от того, на чём этот шанс основан. В веберовском определении подчёркивается, что: 1) власть не является свойством отдельных индивидов, а существует в отношениях между ними; 2) она выражает вероятность, возможность; 3) её основу могут составлять любые вещи, свойства или отношения; 4) власть всегда направлена против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам объекта.

Широкие научные дискуссии о власти и детальная разработка понятия начинаются с середины 20 века, когда различные формы, сферы и аспекты власти стали предметом эмпирических исследований в самых разных науках. За это время сложились две традиции в её объяснении. В первой (основной) традиции, идущей от Т. Гоббса и М. Вебера (Г. Д. Лассуэлл, П. М. Блау, Р. Даль, Т. Вартенберг, английский исследователь С. Лукс и др.), власть определяется как конфликтное асимметричное отношение между людьми, в котором одни имеют возможность реализовать свои интересы за счёт других. Власть находится в руках определённых индивидов, социальных групп и организаций и проявляется в конкретных действиях по отношению к другим людям.

В альтернативной традиции (Л. Альтюссер, Т. Парсонс, Ханна Арендт, Ю. Хабермас, М. Фуко) власть рассматривается как коллективный ресурс, принадлежащий не отдельным индивидам и группам, а социальным общностям и обществу в целом; подчёркивается, что власть может осуществляться ко всеобщей выгоде и не обязательно направлена против интересов объекта. Парсонс отвергает идею о том, что власть охватывает все виды подчинения объекта. Он ограничивает власть легитимными и институционализированными формами, которые основываются на общих ценностях и согласии людей подчиняться тем, кто обладает правом принимать решения от их имени и в интересах общества. Арендт рассматривает власть как антипод насилию; властные отношения возникают как отношения между равными субъектами, находящимися между собой в процессе коммуникации, которая обеспечивает координацию их совместной деятельности. Поскольку власть принадлежит общности, она существует только до тех пор, пока эта общность сохраняет своё единство. У Фуко власть распылена по всему пространству социума; она проявляется в образовании определённых социальных структур или дискурсов, дисциплинирующих (регулирующих) общественные отношения и превращающих людей в инструменты и объекты власти.

В новейших социологических и политических теориях предпринимаются попытки синтеза указанных двух подходов (Э. Гидденс, американский учёный Т. Болл и британские учёные С. Клегг, Дж. Скотт и др.), хотя многие исследователи скептически относятся к такой возможности, квалифицируя власть как «сущностно оспариваемое понятие», интерпретации которого выражают различные системы ценностей.

Ресурсы власти. Власть возникает в силу обладания (распоряжения) субъектом различными ресурсами - вещами, правами, нормами, идеями, с помощью которых он может навязать свою волю объекту. Принудительные ресурсы (оружие, физическая сила, административные меры) используются для непосредственного физического воздействия на объект или создания угрозы объекту в случае неповиновения команде субъекта. Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, недвижимость, возможность продвижения по службе и т.п.) обеспечивают компенсацию за повиновение, нейтрализуют нежелание объекта подчиниться субъекту. Знание (образование, информация, интеллект) позволяет субъекту осуществлять власть в форме убеждения, манипуляции и авторитета. Нормативные ресурсы (статус, права, полномочия, служебные привилегии, традиции) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку это соответствует нормам поведения, принятым в данном обществе или коллективе. Особую группу ресурсов власти составляют коллективные ресурсы (численность группы, солидарность, организованность, обладание группой монополией на определённые профессии и специфические знания), которыми могут обладать только группы людей.

Не все ресурсы, которыми обладает субъект, являются ресурсами власти. Некоторые средства, весьма эффективные в отношении одних людей, не оказывают существенного воздействия на других. Например, деньги не могут влиять на тех людей, которые в них не нуждаются; оружие не в силах заставить подчиняться тех, кто не дорожит своей жизнью; полномочия часто не воспринимаются лицами, не привыкшими к соблюдению правовых норм; законы, богатство и орудия принуждения окажутся бессильными при попытке осуществить власть над религиозным фанатиком. При этом ресурсы воздействуют на объект только в определённых условиях: оружие не может стать средством власти, если те, на кого оно направлено, находятся в безопасном месте; земля и другие природные ресурсы и ценности обладают потенциалом подчинения только в том случае, если они необщедоступны. Обязательным условием возникновения властного отношения является умение субъекта мобилизовать и эффективно использовать имеющиеся у него ресурсы. Поэтому не всегда обладание большим потенциалом власти даёт необходимый результат. Во многих ситуациях небольшие, но хорошо организованные (мобилизованные) группы оказываются более эффективными по сравнению с большими коллективами, ресурсы которых трудно мобилизовать: мафия, террористические организации, религиозные секты часто навязывают свою волю большим группам людей. Но даже полная мобилизация ресурсов не гарантирует возникновения властного отношения, то есть изменения поведения или сознания объекта в нужном субъекту направлении, поскольку власть зависит не только от субъекта, но и от объекта, его ресурсов сопротивления.

Формы власти. Способность субъекта обеспечить подчинение объекта принимает разнообразные формы - в виде силы, принуждения, побуждения, убеждения, манипуляции, авторитета. Власть в форме силы означает способность субъекта оказать целенаправленное воздействие на тело или психику объекта (с помощью оружия, физической силы, психотропных веществ и тому подобное) или ограничить его действия (заключение под стражу). Принуждение опирается на угрозу применения субъектом негативных санкций по отношению к объекту в случае отказа от повиновения (угроза смерти, ареста, лишения прав, понижения в должности). Побуждение основывается на способности субъекта обеспечить объект ценностями и услугами, в которых тот заинтересован (карьерный рост, повышение заработной платы, приобретение известности). Убеждение построено на системе аргументов, которые субъект может использовать для подчинения объекта. Манипуляция представляет собой скрытое влияние на объект; она осуществляется либо через коммуникацию, в процессе которой субъект делает замаскированные предложения (обычно через подачу выборочной информации), либо путём воздействия на окружение объекта (манипулирование поведением с помощью корректировки служебных инструкций, системы начисления заработной платы, изменения цен). Источником власти в форме авторитета выступают определённые характеристики субъекта - персональные качества (знания, профессионализм, моральные принципы), его правовой статус (должность, права, привилегии), а также традиции, дающие субъекту неформальное право командовать объектом (отношения в семье). Власть также различается по специфике субъекта и объекта (власть индивидуальная и коллективная, государственная и негосударственная), по сфере проявления (власть экономическая, политическая, идеологическая, в семье, в организациях и тому подобное), по наличию или отсутствию у субъекта формальных (правовых) полномочий командовать объектом (власть формальная и неформальная), по признанию или непризнанию объектом власти субъекта (власть легитимная и нелегитимная).

Политическая власть. Власть в сфере политики является предметом особого внимания исследователей, поскольку её результаты и последствия оказывают влияние на жизнедеятельность больших групп людей, выработку основных принципов организации общества и выбора путей его развития. Политическая власть возникает вместе с появлением специальных институтов, призванных осуществлять управление обществом, координировать совместную деятельность людей. В ранних (догосударственных) обществах значительная часть функций социального управления выполнялась самими семейно-родовыми коллективами. В то время ещё не было чёткого разделения на властвующих и подвластных; старейшины и вожди не стояли над рядовыми общинниками, а скорее являлись исполнителями общественных обязанностей. В отличие от догосударственных институтов власть государства как субъект власти представляет собой обособленную от общества организацию, обладающую правом на управление обществом и распределение благ, а также соответствующими ресурсами. Субъектами государственной власти являются государственные органы (правительство, парламент, суды, силовые структуры, региональные и местные органы власти и представляющие их госслужащие, наделённые легальными полномочиями). Исключительная роль государственной власти в обществе обусловлена тем, что она распространяется на всю территорию страны, при необходимости осуществляется в форме силы и принуждения на легальных основаниях, а принимаемые государственными органами решения обязательны для исполнения всеми гражданами и не могут быть отменены негосударственными организациями. В силу этого государственная власть обеспечивает порядок и стабильность в обществе, его целостность, несмотря на значительные различия между людьми и территориями. Государственная власть осуществляется в процессе принятия и реализации государственных решений в виде законов, указов, постановлений, директив и тому подобное. В соответствии с функциями, выполняемыми определёнными государственными структурами, различаются законодательная, исполнительная и судебная формы государственной власти; в зависимости от уровня принятия решений государственная власть может быть центральной, региональной и местной.

Не все решения и действия государства, его структур и функционеров представляют собой осуществление политической власти, а только те, которые касаются важных политических проблем, затрагивающих интересы больших групп людей и вызывающих открытые или скрытые конфликты между различными политическими силами; к ней не относится рутинная административная деятельность государственного аппарата. Политической властью обладают не исполнители государственных решений, а те, кто их инициирует и обеспечивает прохождение в государственных структурах, реализуя тем самым свою политическую волю.

По этой причине политическая власть не сводится к власти государства, и её субъектами могут быть дугие. политические организации и группы (политические партии, организации бизнеса, профсоюзы, церковь, организации гражданского общества и т.п.), которые, в силу имеющихся у них ресурсов власти, могут оказывать влияние на политику государства, принятие или блокирование важнейших государственных решений. Со 2-й половины 20 века стали возникать и надгосударственные, международные структуры политической власти (ООН, Европарламент, Комиссии Европейского союза, Европейский суд и др.), властные полномочия которых распространяются на территорию многих стран.

Субъекты политической власти - как имеющие, так и не имеющие государственных полномочий - могут осуществлять свою власть не только публично и открыто, находясь в государственно-правовом пространстве, но и на основе неформальных связей и отношений, часто скрываемых от общественности. При этом политическая власть не ограничивается сферой принятия решений, а охватывает и другие формы навязывания воли, в том числе формирование политического сознания через механизмы убеждения, манипуляции и пропаганды ценностей и идеалов субъекта. К середине 20 века сложилась устойчивая тенденция к возрастанию политического эффекта данной формы политической власти, что связано не только с совершенствованием технических возможностей воздействия на сознание людей (новые психотехнологии, изменение информационной структуры и так далее), но и с развитием демократических институтов, усиливающих зависимость принятия государственных решений от общественного мнения.

Как и другие значимые социальные ценности (материальное благосостояние, престиж, привилегии и т.п.), политическая власть распределена между социальными группами крайне неравномерно. При этом в разные исторические эпохи её источники, характер и особенности распределения существенно различались. На ранних этапах развития человеческой цивилизации значительную роль играло физическое (военное) превосходство, постепенно трансформировавшееся в сословные (наследуемые) привилегии небольших групп людей (дворянства), интересы которых представляло государство. В Новое время начинают преобладать экономические основания политической власти, а наибольшее влияние на принятие политических решений стали оказывать крупные промышленники, финансисты, владельцы недвижимости. Со 2-й половины 20 века возрастает значение информации и знания как ресурсов политической власти, расширяющих возможности политического влияния интеллектуальной элиты общества.

Хотя в современных демократических обществах предусмотрены равные политические права и формальные возможности участия в политике, основная масса граждан оказывает лишь опосредованное (косвенное) влияние на процесс принятия политических решений, в котором главную роль по-прежнему играет сравнительно небольшое число людей. При этом вопрос о том, действительно ли в условиях либеральной демократии политическая власть не монополизирована какой-то одной группой, остаётся дискуссионным. Исследователи марксистской ориентации (А. Грамши, британский исследователь Р. Милибенд, Н. Пуланзас) считают, что демократические процедуры не препятствуют сосредоточению политической власти в руках буржуазии вследствие обладания ею большими экономическими ресурсами, доминирования буржуазных ценностей и норм в массовом сознании и институциональном устройстве общества. Теоретики элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, Й. Шумпетер, американские политологи У. Домхофф, Т. Дай) подвергают сомнению саму возможность избежать концентрации власти в силу наличия естественной иерархии в системе управления обществом современного типа, пассивности основной массы граждан и сосредоточения важнейших политических ресурсов в руках сравнительно небольшой, довольно замкнутой и относительно независимой от народа правящей элиты, осуществляющей контроль за принятием ключевых политических решений. Исследователи, придерживающиеся плюралистической концепции власти (американские - А. Бентли, Д. Труман, Р. Даль, Р. Уэйст; британский - Г. Макленнан и др.), отвергают тезис о наличии единой правящей элиты или господствующего класса в демократическом обществе. Они утверждают, что отсутствие одних ресурсов (деньги, общественное положение) можно компенсировать эффективным использованием других (численность, организованность, знания). Поэтому на арене принятия политических решений нет постоянных победителей и побеждённых и у многих групп есть шанс быть услышанными. Они не отрицают, что крупный бизнес имеет большое влияние на государственную политику, но считают, что и другие общественные группы и организации могут успешно инициировать или блокировать политические решения.

Роль и значение власти. Понятие «власть» по праву является одним из ключевых в обществознании и политической науке. В любой организации формируется формальная иерархия властных отношений, призванная упорядочить характер управленческих отношений и оптимизировать совместную деятельность её членов (смотри Бюрократия). Власть обеспечивает стабильность, целостность и управляемость любого коллектива людей; вектор власти определяет направление существенных изменений в жизни человека и общества. Власть необходима для реализации политических программ и проектов социального развития; многие люди связывают с ней осуществление своих жизненных планов, карьеры, достижение материального благополучия, увеличение спектра возможностей и др.; для некоторых людей власть является ценностью сама по себе. В силу этого стремление к обладанию властью, её укреплению и расширению её сферы является вполне естественным как для политиков, призванных осуществлять управление социумом и обеспечивать максимизацию общественного блага, так и для любого субъекта, заинтересованного в подчинении людей с целью осуществления личных, групповых или общественных интересов.

Являясь средством мобилизации ресурсов для решения важных общественных проблем, власть может использоваться и в качестве инструмента для установления господства одних социальных групп над другими. При этом она закрепляет социальное неравенство и вынуждает людей мириться с несправедливым социальным устройством, дискриминацией и угнетением, а борьба за власть часто сопровождается злоупотреблениями (то есть её использованием за пределами отведённых субъекту полномочий), обманом, лицемерием, коррупцией и кровью. Поэтому в общественном сознании власть ассоциируется не только с важными событиями в жизни социума, но и с насилием, эксплуатацией и ограничением свободы, что актуализирует потребность контроля над властью.

Лит.: Russell В. Power: а new social analysis. L., 1938; Jouvenel В. de. Du pouvoir: histoire naturelle de la croissance. Gen., 1945; Studies in social power. Ann Arbor, 1959; Arendt Н. Macht und Gewalt. Мünch., 1970; Power in families. N. Y., 1975; Henderson А. Н. Social power: social psychological models and theories. N. Y., 1981; Power / Ed. by S. Lukes. Oxf., 1986; Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989; Power in modern societies / Ed. by М. Е. Olsen, М.N. Marger. Oxf., 1993; Power: critical concepts. L., 1994. Vol. 1-3; Wrong D. Н. Power: its forms, bases, and uses. New Brunswick; L., 1995; Dowding К. М. Power. L.; Buckingham, 1996; Психология и психоанализ власти: Хрестоматия: В 2 т. Самара, 1999; Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001; Луман Н. Власть. М., 2001; Scott J. Power. Oxf., 2001; Логос. 2003. №4/5 [Тематический номер].

В. Г. Ледяев.