Будда Шакьямуни

Будда ШакьямуниБУДДА ШАКЬЯМУНИ [буквально - пробуждённый отшельник из (рода) Шакьев; санскритский buddha - просветлённый, пробуждённый; muni - отшельник, аскет]; также Бхагаван («Благословенный»), Татхагата («Так ушедший»). Сиддхартха Гаутама, основатель буддизма, последний Будда перед грядущим Майтреей (приход которого Будда Шакьямуни предсказывает), проповедовавший Дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение. Даты рождения, религиозного просветления или, точнее, пробуждения (бодхи) и смерти (паринирваны) Будды Шакьямуни  в разных буддийских традициях определяются различно: согласно сингальским «длинным» хроникам, Будда Шакьямуни  родился в 624 или 623 году до нашей эры и достиг паринирваны в 544 или 543 году до нашей эры (в соответствии с этой датой, официально признанной ЮНЕСКО, в 1956 году праздновалось 2500-летие буддизма); по версии японских буддистов, опирающейся на «короткие» хроники, Будда Шакьямуни  жил в 448-368 годах до нашей эры; известны также другие даты: около 566 или 563 года до нашей эры - 486 или 483 года до нашей эры и около 460-380 годов до нашей эры. В палийской Сутта-питаке (смотри Типитака) жизнь Будды Шакьямуни  описывается начиная с момента, когда, достигнув «просветления», он решил проповедовать своё учение. Сутты содержат сведения об обстоятельствах и географии его проповеднической деятельности (упоминается 173 населённых пункта, из них 10 - города), о его слушателях и собеседниках. Позднее появляются полные жизнеописания Будды Шакьямуни  Самые известные из них - «Лалитавистара», «Буддхачарита» Ашвагхоши, «Махавасту», «Нидана-катха» и др.; «Махапаринирвана-сутра» содержит сведения о последних месяцах жизни Будда Шакьямуни  и о его смерти, в «Дхармачакраправартана-сутре» описывается его первая проповедь. В различных буддийских традициях жизнь Будды Шакьямуни  принято разделять на ряд этапов, в том числе: принятие решения родиться в мире людей; схождение с неба Тушита; вхождение в лоно матери; рождение; накопление мирских знаний; жизнь в удовольствиях; уход из дворца; аскеза; достижение состояния Будды; проповедь Дхармы; вхождение в нирвану.

Реклама

Согласно традиции, Будда Шакьямуни  родился в месяц весакха в царской семье в стране племени шакьев (Северная Индия), недалеко от их столицы Капилавасту (на языке пали - Капилаваттху), в роще или парке Лумбини. Отца Будды Шакьямуни  звали Шуддходана, мать - Майядева. От рождения Будда Шакьямуни  имел все «признаки великого человека» (махапурушалакшана), и брахманы предсказали, что он станет или Буддой, или идеальным справедливым царём (чакравартин). Отец Будды Шакьямуни  предпочёл второе, дав сыну светское образование и всецело оградив от трудностей и скорбей жизни. Пребывая до 29 лет в специально построенном для него дворце, Будда Шакьямуни  женился на царевне Яшодхаре, и у них родился сын Рахула. Традиция свидетельствует, что однажды (по другим источникам, последовательно, во время трёх или четырёх своих выходов из дворца) на улицах Капилавасту Будда Шакьямуни  увидел 4 знамения, 3 из которых (старик, прокажённый, похоронная процессия) показали ему неустойчивость сансары (бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое), а 4-е (отшельник) - путь к освобождению. После этого Будда Шакьямуни  покинул дворец и 6 лет провёл в обителях аскетов (главными учителями Будды Шакьямуни  были Алара Калама и Удраки Рамапутра), а затем начал собственные поиски освобождения. В возрасте 35 лет, одержав победу над искусителем Марой, на 49-й день после того, как Будда Шакьямуни  сел под бодхи деревом, стремясь обрести совершенство, он достиг просветления (бодхи) и стал Буддой. Вследствие этого он познал, что бытие - страдание, непрерывная череда рождений и смертей и что от неё можно освободиться; что он стал всеведущим и достиг освобождения (мокша) от сансары; что он пребывает в мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя Срединный Путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания; что он безжеланным шествует в нирвану.

Будда ШакьямуниПоследующие 45 лет жизни Будда Шакьямуни  проповедовал Дхарму в городах государств, расположенных по среднему течению Ганга. Первую проповедь он произнёс близ Варанаси, последнюю - в Кушинагаре (места рождения, просветления, первой проповеди и последней проповеди наиболее почитаемы буддистами всего мира). Многие из учеников Будды Шакьямуни (Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа, Субхути и др.) стали архатами. В возрасте 80 лет Будда Шакьямуни  ушёл в паринирвану, что означало его полное исчезновение из всех планов существования. Однако ещё среди ранних буддийских общин были такие, в которых Будда Шакьямуни  пытались представлять некой надмирной (локоттара), вечной сущностью, а с развитием махаяны возникает потребность «воскресить» его. Объявляется, что Будда Шакьямуни  сказал об уходе в паринирвану в «педагогических» целях, чтобы его последователи не бездействовали, рассчитывая на его помощь. На самом деле он вечен, и, когда это необходимо, будет появляться в одном из трёх своих тел (Трикая). Главным извечным «телом Будды» объявлялась Дхармакая - Тело Учения, или Закона, «таковость» (Татхата), реальность как она есть, вечно пробуждённое сознание. Это высшее Тело может проявлять себя на разных уровнях буддийского психокосмоса: на уровне рупа-дхату и арупа-дхату (мира форм и мира не-форм) - как «тело наслаждения» (Самбхогакая), на уровне кама-дхату (мира желаний) - как материальное «превращённое тело» (Нирманакая). Именно «превращённым телом» считают махаянисты исторического Будду Шакьямуни.

Лит.: Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

Иконография. Первоначально Будду Шакьямуни  символизировали: колесо, ступа, бодхи дерево, трон, а также отпечатки ступней. Первые антропоморфные изображения Будды Шакьямуни  были созданы в 1 веке до нашей эры на северо-западе Индии (в Гандхаре и Матхуре). Иконографические типы, принятые для изображения Будды Шакьямуни , одинаковы для всех видов изобразительного искусства (скульптуры, рельефа, живописи). Содержательная сторона изобразительного канона Будды Шакьямуни  складывалась на основе текстов Типитаки, комментариев к ним и апокрифов, а формальная - под влиянием традиции эллинизма. Изображения Будды Шакьямуни  считались копиями с некоего мифического оригинала (якобы исполненного с натуры), в котором были запечатлены «признаки великого человека», отмечавшие Сиддхартху Гаутаму. Совокупность этих признаков составила канон лакшан (канон 32 признаков Будды), в который вошли 32 главных и 80 малых знаков, в том числе урна (небольшое пятно-родинка на лбу), ушниша (выступ на голове), чакра (колесо на ступнях и ладонях), длинные руки с изящными пальцами, выступающие пятки, прямое стройное тело, широкие плечи, «спрятанный» половой орган, золотистая гладкая кожа. Некоторые отличительные черты иконографии Будды Шакьямуни , появившиеся в каноне лакшан, были взяты из его жизнеописания: удлинённые мочки ушей (знак благородного происхождения Сиддхартхи Гаутамы, носившего, как и все знатные люди, тяжёлые серьги), короткие волосы на голове в виде мелких локонов (знак, напоминавший о совершённом принцем обряде обрезания волос, когда он стал отшельником) и др.

В ряде буддийских источников встречаются упоминания о шестицветных лучах, исходящих из тела Будды Шакьямуни  Этот «трансцендентный» свет - символ сакральной энергии (теджа) - воспроизводится по-разному: золочением лица и фигуры, ореолом или нимбом вокруг головы, а иногда и всего тела, завершением ушниши «язычком» пламени и др. Иконография Будды Шакьямуни  включает также канонические позы (асаны) и жесты (мудры), смысловое содержание которых непосредственно связано с событиями его жизни. Всего насчитывается 4 асаны Будды Шакьямуни : сидящий, стоящий, идущий и лежащий. К основным мудрам относятся: бхумиспарша («касающийся земли» правой рукой), дхьяна, или самадхи (сидящий в медитации со сложенными на скрещённых ногах руками), витарка (жест поучения, при котором большой и указательные пальцы образуют кольцо - символ колеса Дхармы - Учения Будды Шакьямуни ), абхая (жест дарования бесстрашия, успокоения и защиты, когда поднятая рука обращена ладонью к зрителю), дхармачакра (Будда Шакьямуни , читающий проповедь с соединёнными пальцами рук перед грудью), варада (жест благословения, когда опущенная рука обращена ладонью к зрителю). Самые распространённые иконографические типы: Будда Шакьямуни  с мудрой бхумиспарша (с помощью этой мудры он призвал богиню Земли в свидетели его бесчисленных заслуг, чтобы посрамить демона Мару), Будда Шакьямуни  с мудрой самадхи (напоминание о его великой 7-недельной медитации). Существуют свыше 50 иконографических вариантов, основанных на разных сочетаниях мудр и асан. Появление этих типов буддийская традиция связывает с Великим чудом в Шравасти, когда Будда Шакьямуни  сотворил множество своих «двойников», находившихся в разных позах и чудесным образом заполнивших всё воздушное пространство. Сидящие и стоящие фигуры типичны для всех буддийских традиций; идущий Будда Шакьямуни  (обычно трактуется как спускающийся с небес Таватимса после проповеди) получает широкое распространение только в странах Индокитая; лежащие фигуры (данный образ воспроизводит Будду Шакьямуни  в последний момент его земной жизни, символизируя переход в нирвану) встречаются редко. Для иконографии Будды Шакьямуни  важны и другие детали: так, фигура иногда увенчивается короной и богато украшается (в знак духовной власти Будды Шакьямуни  - владыки Истины и Дхармы).

Лит.: Coomaraswamy А. К. Elements of Buddhist iconography. Camb., 1935; Пугаченкова Г. А. Образ Будды в античном и раннесредневековом изобразительном каноне // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973; Damrong Rajanubhab. Monuments of the Buddha in Siam. Bangkok, 1973; Sculpture of Thailand. N. Y., 1976; The image of the Buddha / Ed. By D.L. Snellgrove. L., 1978; The roots of Indian art / Ed. S. Р. Gupta. Delhi, 1980; Brown R. L. God on Earth: the walking Buddha in the art of South and Southeast Asia // Artibus Asiae. 1990.Vol. 50. № 1-2; Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

Н. А. Гожева (иконография).