Железнодорожные войска

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА, специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. В Российской Федерации организационно состоят из центрального органа управления, соединений, различного рода специализированных частей (мостовых, понтонно-мостовых, путевых, ремонтных и др.) и учреждений (научно-исследовательских, образовательных и др.). С 2004 железнодорожные войска являются самостоятельным родом войск, находящимся в подчинении МО Российской Федерации.

Впервые железнодорожные войска появились в России в 1851 году, когда для охраны и эксплуатации Петербургско-Московской железной дороги были сформированы 14 отдельных военно-рабочих, 2 кондукторские и 1 телеграфная роты, вошедшие в состав инженерных войск. Железнодорожные  войска впервые действовали в боевых условиях в ходе русско-турецкой войны 1877-78, когда они восстанавливали, строили и эксплуатировали железные дороги в Румынии, Болгарии, Турции. В 1903 году железнодорожные войска были переданы из Главного инженерного управления в Главный штаб. В русско-японской войне 1904-1905 железнодорожные войска осуществляли эксплуатацию КВЖД, сооружали узкоколейные железные дороги в Маньчжурии. В 1-ю мировую войну части железнодорожных войск  возводили заграждения, строили железные дороги, реконструировали их для увеличения пропускной способности, перестраивали узкоколейные железные дороги на широкую колею, развивали железнодорожные узлы и станции в станции снабжения, оказывали тыловым железным дорогам техническую помощь по ремонту верхнего строения пути и подвижного состава. Силами железнодорожных войск  были построены бронепоезда, сыгравшие заметную роль в ходе войны. В ходе Гражданской войны 1917-22 железнодорожные войска были созданы в РККА в октябре 1918 года в виде отдельных железнодорожных рот, в 1919 году переформированы в железнодорожные дивизионы и сведены в бригады. В 1918-20 годах железнодорожные войска восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 тысяч км железных дорог и 3169 железнодорожных мостов. В связи с ростом объемов железнодорожного строительства в 1932 году сформирован Особый корпус железнодорожных войск  РККА, выполнявший до 1941 года по заданиям Наркомата путей сообщения (НКПС) работы по реконструкции и строительству железнодорожных линий. Части железнодорожных войск  обеспечивали боевые действия РККА в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929), в районе озера Хасан (1938) и реки Халхин-Гол (1939). С начала Великой Отечественной войны железнодорожные войска выполняли задачи по эвакуации подвижного состава, техническому прикрытию железных дорог в прифронтовой полосе и заграждению их на оставляемой территории. В целях обеспечения единого руководства восстановлением и строительством железных дорог постановлением ГКО СССР от 3.1.1942 железнодорожные войска были подчинены НКПС. За годы войны ими было восстановлено и построено около 120 тысяч км железнодорожных путей, 15 тысяч железнодорожных сооружений, в том числе более 2,7 тысяч больших и средних мостов, 46 тоннелей, около 100 тысяч км железнодорожных линий связи, около 8 тысяч станций и разъездов, обнаружено и обезврежено свыше 2 миллионов мин, артиллерийских снарядов и фугасов, около 60 тысяч неразорвавшихся авиабомб. За заслуги в годы Великой Отечественной войны 18 соединений и частей железнодорожных войск  награждены орденами, одна железнодорожная бригада стала гвардейской. Около 40 тысяч воинов-железнодорожников награждены орденами и медалями, 28 удостоены звания Героя Социалистического Труда, а сержант В. П. Мирошниченко - звания Героя Советского Союза (посмертно). В послевоенные годы железнодорожные войска, вновь переданные в ведение МО СССР, восстанавливали, реконструировали и строили новые железнодорожные магистрали. Только за 1946-50 годы железнодорожными войсками было выполнено 37 миллионов м3 земляных работ, построено 6230 км железнодорожных путей, капитально восстановлено 2632 моста. В 1953-65 железнодорожными войсками было построено 1720 км железных дорог при освоении целинных и залежных земель. В 1974-89 годах силами железнодорожных войск  на восточном участке Байкало-Амурской магистрали построено 1277 искусственных сооружений, уложено 1466 км главных и 443 км второстепенных железнодорожных путей. В 1995-2005 годах подразделениями железнодорожных войск  выполнен значительный объём работ по восстановлению функционирования железнодорожной сети в Чеченской Республике, обеспечивалась бесперебойность воинских перевозок, ритмичность доставки грузов для восстановления экономики республики.

Реклама

В других государствах также имеются железнодорожные войска, которые различаются по наименованию и подчинённости. В США, Великобритании, Германии восстановление и техническое прикрытие железных дорог на ТВД осуществляют специальные части инженерных войск.

Лит.: Караев Г. Н. Возникновение железнодорожных войск в России (1851-1878). М., 1952; Косович С. С., Филимонов А. М. Советские железнодорожные: Военно-исторический очерк. М., 1984.

В. А. Баришполец