Жаров Михаил Иванович

Жаров Михаил ИвановичЖАРОВ Михаил Иванович [14(26).10.1899, Москва - 15.12.1981, там же], российский актёр, режиссёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). По окончании высшего городского училища в Москве поступил учеником наборщика в типографию, одновременно работал статистом в Опере С. И. Зимина. В 1919 году окончил театральную студию Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО) под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского (педагоги А. П. Зонов и В. М. Бебутов). В театре-студии ХПСРО в паре с И. В. Ильинским сыграл свою первую роль - Шута («Виндзорские проказницы» У. Шекспира). Служил в различных театрах, в том числе в 1921-25 в Театре В. Э. Мейерхольда (мадам Брандахлыстова - «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина; Агафангел - «Мандат» Н. Р. Эрдмана, и др.), в 1926-27 и в 1929 в Бакинском рабочем театре (Молчалин - «Горе от ума» А. С. Грибоедова, и др.), в 1928 в Казанском Большом драматическом театре. В 1931-37 в Камерном театре А. Я. Таирова, где создал одну из своих крупнейших ролей - Алексея («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского). Там же впервые выступил как режиссёр, поставив в 1936 году «Очную ставку» Л. Р. Шейнина и братья Тур (сыграл роль Ларцева). С 1938 года в Малом театре. Открытый темперамент, сочный юмор, непринуждённость исполнительской манеры делали Жарова предельно достоверным и убедительным как в комедийных ролях, так и в образах, полных глубокого драматизма и грустной иронии: Мурзавецкий и Лыняев («Волки и овцы»), Иннокентий («Сердце не камень»), Дикой («Гроза»), Боровцов («Пучина») - все А. Н. Островского, Фома Кукуев («Волк» Л. М. Леонова), Городничий («Ревизор» Н. В. Гоголя), Харитонов («За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва; Государственная премия СССР, 1947), Прохор Храпов («Васса Железнова» М. Горького), Митрич («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Лебедев («Иванов» А. П. Чехова), Яагуп («Браконьеры» Э. Раннета, 1961, постановка Ж.), Ковалёв («Самый последний день» по Б. Л. Васильеву). С 1924 года в кино. Уже первые эпизодические немые роли запоминались благодаря особой экранной выразительности и органике, меткой характеристике, умению блестяще импровизировать («Папиросница от Моссельпрома», «Человек из ресторана», «Дон Диего и Пелагея»). Всенародную известность принесла роль Жигана («Путёвка в жизнь»). Среди лучших ролей: Кудряш («Гроза»), Зайцев («Три товарища»), Смирнов («Медведь»), конторщик Дымба («Возвращение Максима»), Меншиков («Пётр I»; Государственная премия СССР, 1941), Малюта Скуратов («Иван Грозный»), Перчихин («Оборона Царицына»; Государственная премия СССР, 1942), Баранов («Воздушный извозчик»), Еропкин («Близнецы»), Артынов («Анна на шее»), Ухов («Старшая сестра»), Анискин («Деревенский детектив»). Исполнил главные роли в поставленных им фильме «Беспокойное хозяйство» (1946) и телефильмах «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. А. Рапопортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Награждён 3 орденами Ленина.

Реклама

Соч.: Жизнь, театр, кино. М., 1967; Мои встречи с временем и людьми. М., 2006.

Лит.: Меттер Л. М. Жаров. М., 1939; Краснов П. Народный артист СССР М. И. Жаров. М., 1951; Юренев Р. М. Жаров // Актеры советского кино. М., 1964. Вып. 1; Гершкович А. М. Жаров. М., 1976.

Л. А. Парфёнов.