Жаботинский Владимир Евгень­евич

Жаботинский Владимир (Зеев) Евгень­евичЖАБОТИНСКИЙ Владимир (Зеев) Евгеньевич (псевдоним Altalena) [18(30).10.1880, Одесса - 4.8.1940, близ Нью-Йорка; в 1964 останки перезахоронены в Иерусалиме], российский и еврейский общественный и политический деятель, один из идеологов сионизма, писатель. В 1898-1901 учился в Бернском и Римском университетах, экстерном окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле (1912). С 1901 ведущий фельетонист газеты «Одесские новости». Как писатель дебютировал пацифистскими пьесами «Кровь» (1901) и «Ладно» (1902). В юности был дружен с К. И. Чуковским, который считал Жаботинского одним из своих учителей. Под впечатлением еврейских погромов 1903-05 Жаботинский примкнул к сионистам, в дальнейшем стал одним из главных пропагандистов сионизма в России. Критиковал стремление еврейской интеллигенции к ассимиляции, доказывал, что только ощущение принадлежности к еврейскому народу могло избавить евреев от чувства своей неполноценности. Основатель (1904) и активный публицист журнала «Еврейская жизнь» (с 1907 журнал «Рассвет»; до 1919 выходил в Москве и Петрограде, с 1922 - в Берлине, в 1924-34 - в Париже). Перевёл на русский язык поэму «Сказание о погроме» и многие другие произведения Х. Н. Бялика (впервые отдельно изданы в 1911 году). Один из создателей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905). В 1908 опубликовал серии статей «О евреях и русской литературе» и «О чириковском инциденте», посвящённых проблемам вхождения евреев в русскую литературу. В 1910 году написал комедию «Чужбина» (запрещена к постановке цензурой), в которой Жаботинский полемизировал с пьесой Е. Н. Чирикова «Евреи». Тогда же Жаботинский начал пропагандировать иврит как разговорный язык евреев. В 1911 открыл в Одессе издательство «Тургоман» («Переводчик»), в котором выходили переводы на иврит европейской художественной литературы. С начала 1-й мировой войны выехал в Западную Европу как корреспондент газеты «Русские ведомости». В годы войны пропагандировал среди евреев (в том числе и беженцев из Палестины, которые находились в Египте) идею создания национальной добровольческой воинской части в составе британской армии, надеясь, что участие евреев в войне позволит им после победы стран Антанты претендовать на создание собственного государства в Палестине. С разрешения британского командования из еврейских добровольцев сформировал батальон королевских стрелков, в его составе в 1918 году участвовал в боях против турецких войск в Палестине (история так называемого Еврейского легиона описана Жаботинским в книге «Слово о полку», 1928). Протестовал против уклонения британской администрации от выполнения Бальфура декларации и демобилизации «Еврейского легиона». В конце 1919 года организовал и возглавил в Палестине еврейские вооруженные отряды для защиты от арабов, нападавших на еврейские поселения. В 1920 арестован, приговорён к 15 годам каторжных работ, под давлением протестов со стороны еврейского населения вскоре отпущен. В 1921-23 входил в число руководителей Всемирной сионистской организации, в отличие от её лидеров, опасавшихся конфронтации с британским правительством, отказался признать Белую книгу 1922 года У. Черчилля. Настаивал на организации широкого политико-дипломатического давления на британское правительство, закреплении в программе сионизма требования о создании еврейского государства по обе стороны река Иордан, выступал за безусловный примат национальных интересов над классовыми (и, таким образом, против социалистической составляющей в сионизме) и организацию экономики будущего еврейского государства на принципах свободного рынка. Взгляды Жаботинского получили название сионизма-ревизионизма. Организатор (1925) и глава Всемирного союза сионистов-ревизионистов (с 1935 года Новая сионистская организация), а также массовой молодёжной организации при нём - Союза имени Иосифа Трумпельдора (Бетар). Был убеждён, что при создании еврейского государства столкновения поселенцев с арабским населением неизбежны, придавал большое значение военной подготовке еврейской молодёжи. В 1920-30-х годах жил главным образом в Иерусалиме и Париже. После прихода к власти в Германии А. Гитлера (1933) Жаботинский призывал евреев, проживавших в Европе, к немедленному переселению в Палестину. В 1940 году выехал в США для пропаганды там идеи создания еврейской армии.

Реклама

Автор романов «Самсон назорей» (1926-27) и «Пятеро» (1932-34; об Одессе 1900-х годов), мемуаров «Повесть моих дней» (1936) и др.

Соч.: Избранное. СПб.; Иерусалим, 1992; Пятеро. Роман. Рассказы. М., 2002; Переводы песен и поэм Хаима-Нахмана Бялика. Од., 2000; О железной стене. Речи, статьи, воспоминания. М., 2004.

Лит.: Бела М. Мир Жаботинского. М., 1992; Кац Ш. Одинокий волк. Жизнь Жаботинского: В 2 т. Тель-Авив, 2000; Вайскопф М. Сион и Далила. Сионизм, национализм и космополитизм в литературном творчестве Жаботинского // Российский сионизм: История и культура. М., 2002; Чуковский и Жаботинский: История взаимоотношений в текстах и комментариях / Сост. Е. Иванова. М.; Иерусалим, 2005.

Л. Ф. Кацис.