Звукосимволизм

ЗВУКОСИМВОЛИЗМ (звуковой символизм, фонетический символизм, символика звука), закономерная, не произвольная, фонетически мотивированная связь между фонемами слова и положенным в основу номинации незвуковым (неакустическим) признаком класса предметов (смотри Денотат), или мотивом называния. Звукосимволические слова (идеофоны) чаще обозначают виды движения, световые явления, форму, величину, удалённость объектов, свойства их поверхности, походку, мимику, физиологическое действие и эмоциональное состояние человека и животных (например, английский to lick ‘лизать, облизывать’, индонезийский kercap ‘чавканье, чмоканье’, селькупское coop ‘чавканье’; турецкий iq ‘задыхаться от волнения, гнева’) и др. Звукосимволическая связь может быть неактуальной для носителей языка. Различают примарный (первичный, отприродный) и секундарный (вторичный, мотивированный морфологически, семантически и т.д.) звукосимволизм. Психофизиологической основой звукосимволизма является синестэмия - различного рода взаимодействие между ощущениями разных модальностей и между ощущениями и эмоциями, область действия которого - сенсорно-эмоциональная сфера индивида.

Реклама

Вопрос о связи между звуком и значением ставился стоиками (смотри Стоицизм), Платоном (Диалог «Кратил», 80-е годы 4 века до нашей эры), в Новое время - Ж. Ж. Руссо («Трактат о происхождении языка», 1761), Г. В. Лейбницем («Новые опыты о человеческом разуме», 1704), М. В. Ломоносовым («Российская грамматика», 1755, опубликован в 1757), К. В. фон Гумбольдтом («О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», 1830-1835) и др. Исследование различных аспектов звукосимволизма в отечественном языкознании началось в 1950-60-х годах в теории детской речи, стилистике, поэтике, типологии лингвистической. Наиболее активно исследуется когнитивный аспект звукосимволизма и его влияние на понимание иноязычного текста, осуществляется лексикографическое изучение звукосимволических слов и установление связи звукосимволической функции с мотивом номинации. В 1970-80-х годах выделилось особое направление - фоносемантика (смотри также Звукоподражание), которая подразделяется на синхроническую, генетическую и диахроническую.

С. В. Ворониным (Россия) разработаны метод фоносемантичного анализа и методика опознания звукосимволических слов, критерии их выделения [вариативность, редупликация, экспрессивная геминация (смотри Геминаты), типологическое сходство звукосимволических слов по языкам мира и др.].

Лит.: Левицкий В. В. Семантика и фонетика. Черновцы, 1973; Горелов И.Н. Онтогенетический базис речи. Челябинск, 1983; Журавлев А. П. Звук и смысл. М., 1991; Воронин С. В. Основы фоносемантики. 2-е изд. М., 2006; Дрожащих Н. В. Синергетическая модель интеграции иконических единиц разных уровней: Диахрония. Тюмень, 2006.

В. А. Пищальникова.