Зелёные

ЗЕЛЁНЫЕ, политические партии и объединения, выступающие в защиту окружающей среды, за развитие гражданских прав, разоружение, проведение политики мира и др.; часть более широкого экологического движения, в состав которого входят различные общественные группы, национальные и международные неправительственные организации («Гринпис», «Друзья Земли» и др.).

Зелёные вышли на политическую сцену в 1970-х годах в условиях нарастания экологического кризиса, угрозы ядерной войны, а также ускоренного развития атомной энергетики, которую многие воспринимали как угрозу существованию человечества. Зелёные  вобрали в себя участников молодёжных акций протеста 1960-х годов и различных альтернативных социальных группировок (смотри Альтернативные движения), что во многом предопределяло их первоначально негативное отношение к властным структурам и политическим институтам. Однако очень быстро участники движения осознали необходимость участия в работе органов власти и создания собственных политических организаций как инструмента достижения программных целей. Первые партии зелёных появились в 1972 году в Австралии, Канаде и в Новой Зеландии. Во 2-й половине 1970-х годов зелёным удалось провести депутатов в парламенты этих стран и ряда западноевропейских государств. После выборов в Европарламент 1979, на которых зелёные получили 3,2% голосов избирателей, они начали координировать свою деятельность на международном уровне. С конца 1980-х годов партии зелёных появились также в бывших социалистических странах Восточной Европы и государствах СНГ. В июне 1993 создана Европейская федерация зелёных партий, преобразованная в 2004 в Европейскую партию зелёных.

Реклама

С начала 1990-х годов зелёные в коалиции с социал-демократами и другими левыми организациями (иногда в составе более широких коалиций) входили в правительства Франции (1992-93, 1997-2002), Финляндии (1995-2002), Италии (1996-2001), Бельгии (1999-2003).

Наибольшего политического успеха зелёные добились в Германии [в ФРГ партия зелёных (Die Grünen) была образована 13.1.1980]. В 1983 её представители вошли в бундестаг (27 депутатов). В 1985 в земле Гессен была сформирована правительственная коалиция зелёных и Социал-демократической партии Германии (СДПГ), лидер зелёных - Й. Фишер занял пост министра окружающей среды земельного правительства. В 1987 году представительство зелёных в бундестаге расширилось (42 мандата). В 1990 в состав зелёных влилась Зелёная партия ГДР (образована в 1989). 14.5.1993 общегерманская партия зелёных приняла название Союз 90/Зелёные (Вündnis 90/Grüne). На выборах в бундестаг 1994 она завоевала 49 депутатских мандатов. По результатам выборов 1998 (на них зелёные получили 47 мандатов) в ФРГ была образована правительственная коалиция зелёных и СДПГ на федеральном уровне (Фишер занял пост вице-канцлера и министра иностранных дел ФРГ; зелёные получили также портфели министров здравоохранения и окружающей среды), которая сохранилась и после выборов 2002 года (по их итогам зелёные стали обладателями 55 мандатов). На выборах 2005 зелёные завоевали 51 депутатское место, однако правительство было сформировано без их участия.

Германские зелёные разработали базовые принципы («четыре опоры»), которые впоследствии были приняты большинством других партий зелёных и конкретизированы в их программах. Под принципом экологической мудрости подразумевается уменьшение негативного воздействия человека на биосферу, поиск путей гармоничного сосуществования с живой природой, перестройка в этом ключе структуры социальных ценностей и моделей массового поведения. Важнейшие практические шаги в этом направлении - расширение использования возобновляемых источников энергии, закрытие объектов атомной энергетики, отказ от использования генетически модифицированных организмов, введение эконалогов. Принцип социальной справедливости означает создание и укрепление социальных институтов, способствующих преодолению имущественного неравенства и различных видов дискриминации, предотвращению эксплуатации бедных богатыми, а слабых - сильными. Соответствующие институты, по мнению зелёных, могут быть созданы при помощи демократии участия - демократии, идущей снизу, которая рассматривается как необходимое условие эффективных действий. В партиях зелёных этот подход реализуется прежде всего через ограничение влияния партийной бюрократии и власти лидеров, усиление воздействия на партийную политику рядовых членов, регулярную ротацию руководящих органов. Принцип ненасилия восходит к учению М. К. Ганди. Ненасилие провозглашается единственно приемлемым способом достижения политических целей. Всемирный съезд зелёных (Канберра, 2001) принял Глобальную хартию, в которой «четыре опоры» были дополнены принципами устойчивого развития.

Опыт пребывания у власти оказался для партий зелёных противоречивым: им удалось закрепиться на политической сцене многих стран, а их представителям - войти в состав политических элит, но это было достигнуто ценой отказа от некоторых основополагающих принципов движения. В частности, зелёные нигде не смогли добиться запрета атомной энергетики, отказались от противодействия политике сокращения социальных расходов и жёсткого следования принципу ненасилия: в период пребывания зелёных у власти в Германии они высказались в поддержку операции НАТО против Югославии (1999) и участия в ней подразделений бундесвера, а также одобрили военную акцию коалиции, возглавляемой США, против режима талибов в Афганистане (2001). В сентябре 2007 года внеочередной съезд партии Союз 90/Зелёные проголосовал против продления мандатов на участие германского бундесвера в международной операции в Афганистане.

Участие в работе парламентов и правительственных органов способствовало определённой трансформации партий зелёных. Если первоначально они определяли себя как «принципиально новую силу» и даже как «антипартийную партию», то с течением времени перестали резко противопоставлять себя «традиционным» партиям, хотя по-прежнему значительно отличаются от них. По сравнению с другими партиями членский состав зелёных крайне неоднороден, сами партии делятся на многочисленные фракции, представители которых в ряде вопросов придерживаются диаметрально противоположных взглядов. Часть зелёных занимает радикальные антикапиталистические позиции и вместе с активистами экологических движений принимает участие в акциях антиглобалистов; правое крыло выступает за «экологическую модернизацию» рыночных отношений; так называемые фундаменталисты апеллируют к базовым экоцентристским концептам и ценностям (глубинная экология, «теория Геи» Дж. Лавлока и др.); «реалисты» стремятся к поэтапному достижению программных целей на основе политических компромиссов с представителями других партий и движений; отдельные группировки зелёных предлагают сосредоточиться исключительно на решении проблем конкретных экорегионов и защите культурной самобытности коренных малочисленных народов (например, партия зелёных Аляски).

В Российской Федерации в 1994 году на основе экологического движения «Кедр» образована экологическая партия «Кедр». Её правопреемник - Российская экологическая партия «Зелёные» (2002). Программные цели партии - содействие формированию гражданского общества, утверждению принципов реальной демократии, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, выработке и осуществлению экологически ориентированного политического курса.

Лит.: Environmental politics in the international arena: movements, parties, organisations and policy / Ed. by S. Kamieniecki. Albany, 1993; Мüller-Rommel F. Grüne Parteien in Westeuropa. Opladen, 1993; Raschke ./., Heinrich G. Die Grünen. Wie sie wurden, was sie sind. Кöln, 1993; Rootes Ch.А. Environmental movements and Green parties in Western and Eastern Europe // The international handbook of environmental sociology. Cheltenham; Northampton, 1997; Ditfurth J. Das waren die Grünen. Abschied von einer Hoffnung. З. Aufl. Мünch., 2001; Raschke J. Die Zukunft der Grünen: «so kann man nicht regieren». Fr./М.; N. Y., 2001; Россия: экологический вызов (общественные движения, наука, политика) / Отв. редактор О. Н. Яницкий. Новосиб., 2002; Doherty В. Ideas and actions in the Green movement. L., 2002; Bukow S., Rammelt S. Parteimanagement vor neuen Herausforderungen. Мünster u. а., 200З.

В. В. Дамье, Д. В. Ефременко.