Здравоохранение

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, система социально-экономических и медицинских мероприятий, направленная на сохранение и повышение уровня здоровья населения. История здравоохранения в современном его понимании начинается с создания системы государственной и общественной помощи при лечении и в основном при профилактике заболеваний (19 век). Однако его зачатки можно обнаружить в Древнем мире в виде контроля за санитарным благоустройством городов, качеством продаваемых продуктов, организации медицинской помощи в армии и др. В средние века первоначально создавались приюты и больницы для бедных при монастырях, затем функции организации здравоохранения осуществлялись органами городского самоуправления. В связи с опустошительными эпидемиями (оспы в 13 веке, чумы в 14 веке) произошли определённые сдвиги в организации здравоохранения (например, в 14 веке в Венеции создан санитарный совет, в Милане и Венеции введена система карантинных мероприятий). В 15 веке в германских городах была учреждена должность городского врача - штадт-физика, который руководил деятельностью врачей, больниц, проведением противоэпидемических мероприятий и т. д., в конце 17-18 века созданы медицинские и санитарные коллегии. По мере развития промышленности и концентрации населения в городах предпринимались санитарно-противоэпидемические меры, попытки оценить значение здравоохранения для хозяйственной деятельности государства (первые санитарно-демографические исследования, изучение влияния природных и бытовых факторов и др.). Первая реформа организации здравоохранения была проведена во Франции в 1822 году: при Министерстве внутренних дел создан высший санитарный совет, т. е. все медико-полицейские и санитарно-противоэпидемические функции были возложены на государственный административный аппарат (в дальнейшем подобные реформы осуществлены в других европейский странах). В 1-й половине 19 века появились зачатки страхования индивидуального здоровья («дружеские общества» и «рабочие клубы» в Великобритании, «вспомогательные кассы» в Германии и др.) за счёт средств от систематических взносов. Во 2-й половине 19 века во многих странах Европы учреждаются органы здравоохранения, вводятся санитарные кодексы, издаются законы об общественном здоровье.

Реклама

Функционирование здравоохранения обеспечивается наличием кадров, материально-технической базы, организационной структуры, соответствующих технологий и уровнем развития медицинской науки. При определённых различиях в характере здравоохранения в разных странах (обусловленных социальным строем, национальными особенностями и традициями) интернациональными остаются методы здравоохранения, меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики и лечения болезней и др. В связи с глобальными изменениями условий жизни и научно-техническим прогрессом изменился характер патологии, что вызвало изменение структуры заболеваемости и причин смерти населения и потребовало разработки ряда общенациональных программ, обеспечивающих развитие здравоохранения в соответствии с требованием времени. Для решения этих задач необходимы значительные экономические затраты, правовая регламентация, единая медико-статистическая информация, организационное руководство на различных уровнях, что повышает роль государства в руководстве здравоохранения во всех странах, хотя степень участия государства и другие аспекты здравоохранения в отдельных странах имеют существенные отличия. В большинстве стран сложились в основном три системы организации медицинской помощи населению - частнопредпринимательская, страховая и государственная. Однако фактически имеет место так называемая смешанная форма здравоохранения как результат сочетания этих систем. Частнопредпринимательская медицина наиболее широко представлена в США. Страховая медицина получила распространение в большинстве экономически развитых стран. Она предусматривает обязательное страхование всего населения или отдельных его групп, обеспечивающее полную или частичную компенсацию расходов на медицинскую помощь. Государственное здравоохранение предполагает оказание бесплатной медицинской помощи в государственных медицинских учреждениях. Среди экономически развитых стран государственная служба здравоохранения в наиболее полном виде была создана в СССР и Великобритании (с 1948).

Ситуация в здравоохранении России после распада СССР сложная; оно находится в состоянии затянувшихся реформ, структурных преобразований, нуждающихся в экономической поддержке, и с большими трудностями обеспечивает доступность медицинской помощи для основной части населения страны.

Предложение рассматривать медицинские услуги как рыночный товар, а также широкая приватизация медицинских учреждений (учитывая социально-экономическое положение большинства населения) для России оказались неприемлемыми. Сохраняется декларативность государственных гарантий по охране здоровья населения, а финансовая недообеспеченность российского здравоохранения определяет нарастание «платности» медицинской помощи (более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги).

В 2001-05 размеры государственного финансирования здравоохранения выросли в 2,5 раза в текущих ценах (с 255 миллиардов рублей до 656 миллиардов рублей), хотя это мало повлияло на показатели доступности медицинской помощи. За этот же период объём платных медицинских услуг увеличился в 2,9 раза (с 38 миллиардов рублей до 110 миллиардов рублей), а расходы населения на лекарства возросли в 2,2 раза (с 94 млрд. рублей до 207 миллиардов рублей), что свидетельствует о нарастающих масштабах неудовлетворённой потребности в бесплатной медицинской помощи и об утрате контроля за соблюдением государственных гарантий. Централизованное планирование здравоохранения трансформировалось в разработку политики в области охраны здоровья населения с акцентом на государственное регулирование и обеспечение качества медицинской помощи. С 2006 года с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, укрепления материально-технической базы первичного звена здравоохранения и улучшения его кадрового обеспечения в Российской Федерации функционирует национальный проект в сфере здравоохранения. Для его реализации была сформулирована нормативно-правовая база, впервые выделены в большом объёме средства, как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Эти средства направлены на повышение зарплаты медицинским работникам, оснащение медицинских учреждений, приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Большинство населения поддерживает проект и необходимость модернизации здравоохранения с целью обеспечения обязательств государства по охране здоровья граждан Российской Федерации.

Ближайшей задачей здравоохранения России является установление оптимальных взаимоотношений между процессами централизации и децентрализации, автономным управлением и государственным регулированием, общественным и частным владением, финансированием ресурсов и финансированием медицинских потребностей и нужд, что позволит добиться поступательного и стабильного развития здравоохранения страны. Смотри также раздел Здравоохранение в томе «Россия».

Международное сотрудничество в области здравоохранения осуществляет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Лит.: Здравоохранение зарубежных стран / Под редакцией О. П. Щепина. М., 1981; Здравоохранение России, XX в. / Под редакцией Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровского, О. П. Щепина. М., 2001; Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 2006.