Завадский Юрий Александрович

Завадский Юрий АлександровичЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович [30.6(12.7).1894, Москва - 1.4.1977, там же], российский режиссёр, актёр, педагог, театральный деятель, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). С 1915 года в драматической студии Е. Б. Вахтангова (с 1920 - 3-я Студия МХАТ, 3авадский - актёр, режиссёр, художник). В 1924-31 актёр МХАТа. В 1924 основал студию, реорганизованную в 1927 в Театр-студию под руководством Ю. А. Завадского (руководил ею до 1936). В 1932-35 художественный руководитель ЦТКА, в 1936-40 - Драматического театра имени М. Горького в Ростове-на-Дону. С 1940 режиссёр, с 1941 художественный руководитель (позднее главный режиссёр) Театра имени Моссовета (Москва). Создавая первые роли (Антоний - «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, Калаф - «Принцесса Турандот» К. Гоцци), 3авадский воспринял от Вахтангова вкус к блестящей театральной форме, карнавальности сценического представления, к импровизационности и пластическому изяществу игры. Работа под руководством К. С. Станиславского во МХАТе над ролями Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), графа Альмавивы («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше) и др. открыла возможности психологического анализа характеров, выявила способность 3авадского глубоко и тонко воспринимать душевную жизнь человека. Экспериментаторский характер носила режиссёрская работа 3авадского в Театре-студии («Простая вещь» по Б. А. Лавренёву, 1927; «Ученик дьявола» Б. Шоу, 1933; «Волки и овцы» А. Н. Островского, 1934; «Ваграмова ночь» Л. С. Первомайского, 1935, и др.). Творческие искания 3авадского, характеризовавшие его режиссуру в Театре имени Моссовета, выразились в ряде героико-лирических, психологических, трагедийных постановок [«Машенька» А. Н. Афиногенова (1941), «Нашествие» Л. М. Леонова (1943), «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре и «Отелло» У. Шекспира (обе 1944), «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова (1946), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952 и 1964), «Битва в пути» Г. Е. Николаевой (1958) и др.], а также в последовательном освоении разнообразных модификаций комедийного жанра [«Трактирщица» (1940) и «Забавный случай» (1942) К. Гольдони, «Виндзорские насмешницы» Шекспира (1957) и др.]. Дважды возвращался 3авадский к «Шторму» В. Н. Билль-Белоцерковского (1951 и 1967), открывая новые возможности современного прочтения пьесы. «Петербургские сновидения» (по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, 1969) стали творческим завещанием 3авадского. Посвятив спектакль Е. Б. Вахтангову, режиссёр развивал в нём традиции театрального гротеска. 3авадский создал свою актёрскую школу, представленную несколькими поколениями исполнителей: В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, О. Н. Абдулов, Р. Я. Плятт, М. Б. Терехова, Г. Л. Бортников, А. С. Леньков, А. М. Адоскин и др. Среди учеников 3авадского - режиссёры И. С. Анисимова-Вульф, М. 3. Левитин, А. В. Бородин, а также Е. Гротовский, Сюй Сяочжун (КНР), А. Гутьерес (Мексика), Фауз аль-Саджер (Сирия). Автор книг и статей по теории и технологии театрального искусства. Снимался в кино («Аэлита», «Медвежья свадьба»). С 1940 преподавал в ГИТИСе (профессор с 1947), в 1954-1958 художественный руководитель. Государственная премия СССР (1946, 1951). Ленинская премия (1965). Награждён 3 орденами Ленина.

Реклама

Соч.: Из опыта режиссера // Работа режиссера над советской пьесой. М.; Л., 1950; Об искусстве театра. М., 1965; Учителя и ученики. М., 1975; Рождение спектакля. М., 1975.

Лит.: Московский драматический театр имени Моссовета. М., 1985; Ю. А. Завадский в воспоминаниях современников. М., 1993.