Заболоцкий Николай Алексеевич

Заболоцкий Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич [24.4(7.5).1903, ферма близ Казани - 14.10.1958, Москва], русский поэт, переводчик. Родился в семье агронома. В 1913-20 годах учился в Уржумском реальном училище; в 1920 поступил одновременно на филологический и медицинский факультеты МГУ; в 1921 переехал в Петроград, окончил Педагогический институт имени А. И. Герцена (1925). Присоединился в 1925 к созданному поэтом А. В. Туфановым «Ордену заумников DSO»; познакомился с Д. И. Хармсом и А.И. Введенским. В 1927 году дебютировал как поэт. Вошёл в группу ОБЭРИУ, для манифеста которой написал разделы «Общественное лицо ОБЭРИУ» и «Поэзия обэриутов» (опубликован в 1928), так охарактеризовав свой метод: «Предмет не дробится, но наоборот - сколачивается и уплотняется до отказа...» Установка на конкретность и «плотность» образного ряда воплотилась в сборник «Столбцы» (1929): место действия многих его стихотворений (Обводный канал, Народный дом, чёрные лестницы Ленинграда) и литературные аллюзии (на тексты Н.В. Гоголя и др.) заставляют вспомнить о петербургских образах русской классической литературы, однако яркие краски, сочные детали и сами названия некоторых стихотворений («Игра в снежки», «Рыбная лавка» и др.) отсылают к живописи «малых фламандцев», а алогичность и прихотливость смысловых связей - к художественной практике живописного и литературного авангардизма.

Реклама

В конце 1920-х - начале 1930-х годов 3аболоцкий публиковал в журналах «Ёж» и «Чиж» стихи, рассказы и очерки для детей (нередко под псевдонимом Я. Миллер); в 1930-1932 работал в этих журналах на технических должностях. Под влиянием сочинений И. В. Гёте, Г. С. Сковороды, В. И. Вернадского, К. И. Циолковского, с которым 3аболоцкий переписывался, а также В. Хлебникова его поэзия претерпела значительные изменения: в стихах, поэмах «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы» (обе 1933) развивается натурфилософская концепция единства и многообразия природных форм, взаимосвязи живой и неживой материи, разумности всего мироздания. Мысль о том, что человек должен уничтожить присутствующие в природе жестокость и косность и внести в неё гармонию, выражена в поэме «Торжество земледелия» (1929-30, опубликована в 1933), которая была трактована как пасквиль на колхозное строительство и вызвала ожесточённую критику. Свёрстанный сборник «Стихотворения 1926-32» не вышел из печати; 3аболоцкий занялся переводами-пересказами для детей романов Ф. Рабле, Дж. Свифта, Ш. Де Костера. Появление стихотворений «Прощание» (1934), посвящённого памяти С. М. Кирова, и «Горийская симфония» (1936) о родине И. В. Сталина, а также признание собственных «ошибок» в ходе дискуссии о формализме позволили 3аболоцкому вернуться к активному поэтическому творчеству. Он переводил грузинских поэтов, издал сборник «Вторая книга» (1937). 19.3.1938 3аболоцкий был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорён к 5 годам заключения; работал на Дальнем Востоке на лесоповале, в карьере, на строительстве железной дороги, после перевода в 1943 в район Кулунды - на добыче озёрной соды. 18.8.1944 освобождён, но оставлен при лагере; в 1945 переведён в Караганду (часть этих событий воссоздал в «Истории моего заключения», 1956, опубликована в 1988).

В 1946 году вернулся в Москву, где вновь после многолетнего перерыва начал писать стихи, переводил таджикских, венгерских, немецких, грузинских и других поэтов (в том числе поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», 1957); опубликовал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве» (1946), сборник «Стихотворения» (1948). В 1951 выступил с докладом «К вопросу о ритмической структуре "Слова о полку Игореве"» (опубликован в 1969) на заседании специальной комиссии, посвящённой этому литературному памятнику; начал работу по созданию единого стихотворного эпоса на основе русских былин (замысел не осуществлён). Поздняя поэзия 3аболоцкого отличается ясностью и простотой образно-стилистического строя, ориентированного на традиции русской лирики 19 века; натурфилософская тематика уступила в ней место психологически углублённым раздумьям о сущности человеческой души, о месте человека в мире. В 1957 был создан редкий по лирической пронзительности цикл «Последняя любовь», вышла последняя книга 3аболоцкого - сборник «Стихотворения», объединивший избранные стихи 1930-50-х годов и переводы. В исторической поэме «Рубрук в Монголии» (1958) точные детали, почерпнутые из отчёта о путешествии монаха-минорита в 1253 и других источников, соседствуют с размышлениями о противостоянии  восточной и западной цивилизаций; некоторые приёмы поэмы отсылают к гротесковой стилистике «Столбцов». Среди других произведений: очерки и статьи о литературе; подготовленная 3аболоцким на основе писем к семье подборка «Сто писем 1938-1944 годы» (опубликована в 1989), рассказы о жизни в лагере. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958).

Соч.: Полн. собр. стихотворений и поэм. СПб., 2002; Поэтические переводы: В 3 т. М., 2004.

Лит.: Турков А. М. Н. Заболоцкий. Жизнь и творчество. М., 1981; Ростовцева И. И. Н. Заболоцкий: Опыт художественного познания. Л., 1984; Воспоминания о Н. Заболоцком / Сост. Е. В. Заболоцкая и др. М., 1984; Македонов А. Н. Заболоцкий: Жизнь. Творчество. Метаморфозы. Л., 1987; Pratt S. N. Zabolotsky: enigma and cultural paradigm. Evanston, 2000; Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. 2-е изд. СПб., 2003.

Е. В. Перемышлев.