Йонгкинд Ян

ЙонгкиндЙОНГКИНД, Ионкинд (Jongkind) Ян (Йохан Бартолд) (3.6.1819, Латроп, близ Роттердама - 9.2.1891, Ла-Кот-Сент-Андре, департамент Изер, Франция), голландский живописец, рисовальщик, офортист. С 1836 года учился в Академии Художеств в Гааге у А. Скелфхаута. В 1845-49 занимался у Э. Изабе и Ф. Э. Пико в Париже. В 1855-60 жил в Голландии, затем в Париже, где познакомился с Г. Курбе, Л. Э. Буденом и другими французскими художниками. В 1863 провёл лето в Нормандии, где писал виды порта Онфлёр; в этом же году принял участие в «Салоне отверженных». Много путешествовал по Франции, Швейцарии, в 1866-69 работал в Бельгии. Ранние произведения Йонгкинда исполнены в традициях голландского пейзажа 17 века («Вид Делфта», 1844, Маурицхёйс, Гаага; «Конькобежцы», 1846, Музей Бойманса - ван Бёнингена, Роттердам, и др.). Со времени первой поездки во Францию создавал картины, которые передают различные оттенки состояний природы («Гавань в Роттердаме», 1857, Рейксмюсеум, Амстердам; «Сена и собор Парижской Богоматери», 1864, Музей Орсе, Париж; «Набережная канала», 1869, ГМИИ); его манера этого периода напоминает работы мастеров барбизонской школы. Тонкая передача световоздушной среды, поиск новых живописных средств позволяют считать Йонгкинда одним из главных мастеров так называемого предимпрессионизма (пленэрная живопись Йонгкинда повлияла на раннее творчество К. Моне). Поздние произведения Йонгкинда (с конца 1870-х годов) утрачивают свежесть и непосредственность ранних работ; в видах Голландии и Франции («Порт Роттердама», 1872, частное собрание; «Мост около Гренобля», 1883, музей Орсе) художник часто повторяет прежние мотивы. С 1881 Йонгкинд  поселился в Ла-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля; занимался преимущественно акварельной живописью.

Лит.: Signac Р. Jongkind. Р., 1927; Hefting V. Jongkind d’après sa correspondence. Utrecht, 1969; idem. Jongkind: sa vie, son oeuvre, son époque. Р., 1975; Jongkind: Catalogue critique de l’œuvre. Р., 2003; Auffret F. В. Jongkind. Р., 2004.

Е. Д. Федотова.