Возрастной кризис

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС (кризис развития), переход к качественно новому этапу жизни, связанный с определённым возрастом человека. Возрастной кризис - момент нарушения равновесия, появления новых потребностей, перестройки мотивационной сферы личности и возникновения связанных с личностными новообразованиями проблем адаптации. Выделяют кризис новорождённости (до 1 месяца), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет), юношеский кризис, кризис середины жизни (35-45 лет) и др.

Согласно Л. С. Выготскому, у ребёнка возрастные кризисы возникают при смене одного стабильного возрастного периода другим и обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением новой ситуации, соответствующей новому уровню психического развития ребёнка. Возрастные кризисы проявляются в поведении как непослушание, упрямство, негативизм. По Э. Эриксону, переход к новой фазе развития возможен только на основе разрешения главного противоречия, свойственного предыдущей фазе, и протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но фактически выражает нормальные трудности роста. Эриксон разделил человеческую жизнь на 8 этапов, каждому из которых соответствует свой нормативный кризис.

Реклама

Психология развития 1-й половины 20 века, занимавшаяся преимущественно детством и юностью, обычно моделировала процесс развития по образцу онтогенеза, считая его фазы и возрастные кризисы более или менее всеобщими, инвариантными. Изучение социальных факторов развития и возникновение психологии взрослости внесло в эту схему существенные коррективы. Например, кризис середины жизни, изученный Д. Левинсоном и Г. Шихи, коренится не в психофизиологии, а в изменении ролевой системы личности, связанном с достижением пика профессиональной карьеры, возникновением новых проблем в семейной жизни, пересмотром жизненных целей и др.

Понятие возрастного кризиса в современной психологии развития связано с понятием сензитивного периода, когда человек отличается повышенной чувствительностью (сензитивностью) к факторам, воздействие которых именно в данный момент развития имеет важные необратимые последствия, а также с понятием «социального перехода» индивида или группы людей из одного социального состояния в другое (например, из учащихся в работающих). Нередко это оформляется специальными «обрядами перехода». Структура жизненного пути и время наступления важнейших жизненных событий и соответствующих им социальных переходов, а следовательно и возрастные кризисы, меняются из поколения в поколение, от культуры к культуре. Возрастные кризисы конкретного человека не заданы жёстко, а зависят от его жизненного пути, поворотных событий в развитии личности.

Лит.: Life-span developmental psychology. Normative life crises / Ed. N. Datan, L. Ginsberg. N. Y., 1975; Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996; Шихи Г. Возрастные кризисы. СПб., 2005.

Смотри также литературу при статье Возраст человека в психологии.

И. С. Кон.