«Восточная деспотия»

«ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ», термин, встречающийся в научной литературе; употребляется для характеристики общественного строя и государственного устройства в странах Востока. Впервые понятие «восточная деспотия» появляется в трудах французских энциклопедистов, опиравшихся на скудные, а подчас и фантастические сведения, почерпнутые у античных авторов и западноевропейских путешественников. Из трудов классиков марксизма-ленинизма, воспринявших это понятие у философов 18 века, оно перешло в советскую историческую науку, где употреблялось весьма широко. Однако строгого определения понятия «восточная деспотия» нет. В самом общем виде оно обозначало ничем и ни в чём не ограниченную единоличную власть; вопрос же о том, существовала ли где-нибудь и когда-нибудь такая власть, не обсуждался.

На Западе этот термин тоже имел довольно широкое хождение, особенно после выхода в свет работы немецкого учёного К. А. Виттфогеля (1896-1988), который выдвинул так называемую ирригационную гипотезу, согласно которой государство на Древнем Востоке возникло из-за необходимости строить крупномасштабные оросительные системы и централизованно контролировать распределение воды, что, по мнению учёного, было возможно лишь при наличии деспотичной власти. Теория Виттфогеля быстро вошла в моду, но не выдержала соприкосновения с фактами и была подвергнута критике.

Реклама

В целом концепция «восточной деспотии» не соответствует современным представлениям об историческом процессе:

1) не все культуры Древнего Востока были ирригационными (например, Ассирия, Эбла, ранний Китай). В остальных культурах ирригационные сети, как показывают материалы археологических раскопок и аэрофотосъёмок, были в основном созданы в догосударственный и раннегосударственный периоды, периоды городов-государств и небольших территориальных государств (которые договаривались между собой о совместном строительстве магистральных каналов и распределении воды из них). В целом проблема возникновения государства как такового и большого централизованного территориального государства, а затем и империи является значительно более сложной и связана с большим количеством факторов (психологических, экономических, идеологических, технических и тому подобное).

2) На Древнем Востоке обязанностям царя уделялось гораздо больше внимания, чем его прерогативам (что не было известно античным авторам). Царя в значительной степени рассматривали как вождя, обязанного заботиться обо всех, как заботливого пастыря. Царь получал свою харизму, как бы она ни называлась в той или иной культуре, от богов и мог лишиться её. Указы древних царей и их надписи обязательно содержат длинные перечни их заслуг и положительных качеств: цари постоянно «оправдываются», что составляет разительный контраст с простой и полной спокойного достоинства республиканской формулой «Сенат и римский народ постановляют...» в Древнем Риме. Вопреки широко распространённой точке зрения, обожествление царей в древности являлось скорее исключением, чем правилом. В Древнем Египте оно, по всей вероятности, объясняется важной и уникальной особенностью египетской истории - очень ранним появлением здесь мощного централизованного государства, охватывающего всю долину Нила, фактически - скачком в централизованное государство почти прямо из первобытности (из энеолита).

3) Лишь на исходе древности, с возникновением и распространением нового типа государства - империи - и с происходившими при этом идеологическими и социально-психологическими переменами появляются и утверждаются новые представления о сущности царской власти и роли монарха, стоящего над законами. В Европе они так и не достигли завершения и практического оформления (хотя теоретически сформулированы ещё в Дигестах). Именно такие  восточные монархи, как султан в Турции, шах в Иране, Великий Могол в Индии и богдыхан в Китае, и послужили европейским мыслителям примерами, на основе которых сложилось представление о «восточной деспотии», перенесённое затем и на древность. Смотри также Деспотия.

Лит.: Wittfogel К. Oriental despotism: а comparative study of total power. New Haven, 1957; Рубин В. А. Проблемы восточной деспотии в работах советских исследователей // Народы Азии и Африки. 1966. № 4; История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., 1983. Ч. I: Месопотамия; Якобсон В. А. Цари и города в древней Месопотамии // Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989; Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992; Lamberg-Karlovsky С. Beyond the Tigris and Euphrates: bronze age civilizations [Beer-Sheva], 1996; История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. М., 2004.

В. А. Якобсон.