Виссарион Никейский

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ [2.1.1403(7), Трапезунд - 18.11.1472, Равенна], религиозный деятель, писатель, гуманист, активный сторонник унии православной и католической церквей.

В Трапезунде обучался под руководством митрополита Досифея, который взял его с собой в Константинополь (1416), определив в обучение к известному византийскому интеллектуалу Иоанну Хортазмену. В январе 1423 года был пострижен в монахи, приняв имя в честь великомученика Виссариона Египетского. В 1425 году рукоположен во диаконы, около 1430 - во иереи, в 1436 году стал игуменом столичного монастыря Святого Василия. Будучи близок к придворным кругам, Виссарион Никейский активно участвовал в политической жизни империи. В 1426-27 годах направлен с дипломатическими поручениями в Трапезунд; в 1434-1435 годах участвовал в подготовке собора по объединению церквей. С 1437 года митрополит Никейский, с 1438 проэдр (управляющий епископ) Сардской кафедры. На Ферраро-Флорентийском соборе Виссарион Никейский, возглавлявший латинофильское крыло византийской делегации, играл одну из ключевых ролей и вёл ожесточённую полемику с митрополитом Эфесским святителем Марком Евгеником и другими противниками унии. Ферраро-Флорентийская уния, подписанная греческой стороной благодаря усилиям Виссариона Никейского, не была принята в Византии. После возвращения на родину Виссарион Никейский был обвинён в измене православию; в 1440 году был вынужден переселиться в Италию.

Реклама

Пролатинская позиция Виссариона Никейского получила высокую оценку в Риме. Уже в декабре 1439 года папа Евгений IV возвёл Виссариона Никейского в сан кардинала-пресвитера Римско-католической церкви, в январе 1440 года - в сан кардинала церкви Двенадцати Апостолов, который был сохранён за ним и после его возведения в епископский сан. В 1440 Виссарион Никейский получил архиепископскую кафедру Фив «in partibus infidelium» («на землях неверных»). В 1446 году был назначен визитатором, а затем кардиналом-протектором греческих монастырей Ордена святого Василия в Италии (Гроттаферрата) (смотри Василиане). В 1447 году получил в управление митрополичью кафедру Манфредонии (Сипонто). В марте 1449 был возведён в высшее кардинальское достоинство кардинала-епископа, в апреле того же года определён на кафедру Фраскати (античный Тускул), которую занимал почти 20 лет. С 1448-49 годов апостольский администратор латинского патриархата Иерусалима. Дважды (в 1455, 1471) рассматривался в качестве претендента в ходе выборов нового папы Римского. В 1456 году стал архимандритом Фаросского монастыря в Мессине; в 1458 году получил в управление Памплонскую епископию в Испании и назначен протектором францисканцев.

После падения Византийской империи (1453) свою задачу видел в организации совместных действий европейских государств против турок. Эта деятельность успеха не принесла. В апреле 1463 года получил титул латинского патриарха Константинополя, став преемником умершего кардинала Исидора (бывшего митрополита Киевского); от него же Виссарион Никейский унаследовал и должность декана Священной коллегии кардиналов, самую почётную после папы в католической иерархии. С 1467 года кардинал-камерленго коллегии кардиналов. Считая своим долгом продолжить дело Исидора по привлечению Русской церкви к унии, Виссарион Никейский способствовал браку великого князя Ивана III Васильевича с Зоей Палеолог.

В философских трудах отдавал предпочтение Платону. Особое место среди богословских и философских работ Виссариона Никейского занимают 4 книги «Опровержения клеветы против Платона» («"Ελεγχοι των κατ? του Πλ?τωνος βλασφημι?ν» «In calumniatorem Platonis», 1458-69), в которых Виссарион Никейский выступает как сторонник платонизма. Виссарион Никейский считал, что некоторые идеи Платона предвосхитили христианское учение о Святой Троице, что его философия монотеистична, а учение о провидении, бессмертии души близко христианскому.

Богословские сочинения Виссариона Никейского носят преимущественно полемический характер и посвящены в основном защите латинского учения о Filioque. Особую роль в богословской полемике вокруг проблемы объединения церквей имела речь Виссариона Никейского на Ферраро-Флорентийском соборе в апреле 1439 года, содержащая основные положения религиозных и политических уступок, на которые были готовы пойти латинофилы для заключения унии, признания примата папы Римского и воссоединения церквей.

Виссарион Никейский являлся одной из ключевых фигур гуманистической жизни Италии. В Риме он основал и возглавил кружок «Академия», в который входили известные гуманисты: Поджо Браччолини, Лоренцо Валла, Флавио Бьондо, Франческо Филельфо, Бартолотео Платина. «Академия» Виссариона Никейского была местом собрания и дискуссии греческих и латинских богословов и гуманистов. Дом Виссариона Никейского в Риме стал центром «византийской эмиграции», особенно усилившейся после падения империи.

Виссарион Никейский был крупным коллекционером греческих манускриптов и собственноручно сделал несколько копий древних рукописей. Ему принадлежат также переводы на латинский язык «Воспоминаний» Ксенофонта, «Метафизики» Аристотеля, «Метафизики» Теофраста, речей Демосфена. В 1468 году Виссарион Никейский передал в дар Венеции своё самое большое в Европе частное собрание рукописей, состоявшее из 768 рукописных книг (из них 482 на греческом языке), составившее основу будущей Библиотеки Марчиана (Biblioteca Marciana).

Соч.: Migne PG. Т. 161. Col. 137-744.

Лит.: Удальцова З. В. Борьба византийских партий на Флорентийском Соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии // Византийский временник. 1950. Т. 3; она же. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии // Там же. 1973. Т. 35; она же. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского // Там же. 1976. Т. 37; Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV в. СПб., 1997.