Веснины

ВЕСНИНЫ, российские архитекторы и живописцы, братья.

Леонид Александрович [28.11(10.12).1880, Нижний Новгород - 8.10.1933, Москва], учился в Петербургской Академии Художеств (1900-09). Работал практически во всех областях архитектуры; основное внимание уделял жилищно-коммунальному и поселковому строительству (Шатурская электростанция и посёлок при ней, 1918-25; проект Ленинской слободы по плану «Новая Москва», 1922). Профессор Вхутемаса - Вхутеина (1920-28), Московского высшего технического училища (1923-31), МАРХИ (1932-33). Член Московского архитектурного общества (товарищ председателя с 1923) и редколлегии журнала «Архитектура» (1923).

Виктор Александрович [28.3(9.4).1882, Юрьевец - 17.9.1950, Москва], действительный член АА СССР (1939) и Академии Наук СССР (1943). Учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1901-12). Специалист в области промышленной архитектуры: выполнял проекты химических заводов и текстильных фабрик с посёлками при них (1915-21) и др. Наиболее значительное произведение, обогащённое уроками конструктивизма, - архитектурный комплекс Днепрогэса (1927-32, совместно с архитекторами С. Г. Андриевским, Н. Д. Колли, Г. М. Орловым, инженером И. Г. Александровым). В 1923-31 годах преподавал на архитектурном отделении Московского высшего технического училища. Член-учредитель Общества современных архитекторов и объединения «Октябрь»; член редколлегии журнала «Современная архитектура»; председатель оргкомитета (1932-37) и ответственный секретарь Союза советских архитекторов (1937-1949); организатор и первый президент АА СССР (1939-49).

Реклама

Александр Александрович [16(28).5.1883, Юрьевец - 7.11.1959, Москва], действительный член АА СССР (1939). Учился в Московской практической академии и в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (1901-12). Занимался в студии Я. Ф. Ционглинского в Санкт-Петербурге (1911), вместе с братом Виктором - в мастерских К. Ф. Юона (1907-11) и В. Е. Татлина (1912-13) в Москве. В 1915-22 годах работал преимущественно в области живописи (серии «Цветовые композиции» и «Построения цветового пространства по силовым линиям», 1917-22) и сценографии, где вводил принципы конструктивизма, - спектакли в Камерном («Благовещение» П. Клоделя, 1920; «Федра» Ж. Расина, 1922; «Человек, который был четвергом» Г. Честертона, 1923), Малом и Детском театрах (1919-23), участвовал в праздничных оформлениях Москвы (оформление массового действа «Борьба и победа», 1921, совместно с Л. С. Поповой, по плану В. Э. Мейерхольда), выполнял работы в прикладной графике. Преподавал в Москве - в Институте гражданских инженеров и во Вхутемасе - Вхутеине (1919-30), Архитектурном институте (1933-36). Член Молодой федерации профсоюза художников-живописцев, Ассоциации крайних новаторов (1919), ЛЕФа (1922-24), один из инициаторов создания и председатель Объединения современных архитекторов (1925-32), главный редактор журнала «Современная архитектура» (1926-30; до 1929 совместно с М. Я. Гинзбургом), член-учредитель объединения «Октябрь» (1928), Московского областного отделения Всесоюзного архитектурного научного общества (1930-32). Видный мастер русского авангардизма, сыграл решающую роль в продвижении опыта живописи и сценографии в архитектуру. Лидер архитекторов-конструктивистов («духовный отец русского конструктивизма», по определению Ле Корбюзье).

Веснины

Творческое содружество братьев Весниных зародилось в годы учёбы и продолжалось всю жизнь - работали совместно и независимо друг от друга, имея индивидуальные специализации. В ранний период в их творчестве преобладал неоклассицизм (особняк Д. В. Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913-14; роспись плафонов А. А. Веснина, 1915; возведённый по проекту А. А. и В. А. Весниных особняк Арацкого в Москве, 1913). С начала 1920-х годов лидером коллектива стал А. А. Веснин. В 1922-25 годах конкурсные проекты братьев Весниных обозначили формирование конструктивизма (в том числе проекты павильона «Ленинградской правды» и ангара для самолётов, выполненные в 1924 году А. А. и В. А. Весниными). Веснины уделяли особое внимание эстетическим возможностям новых конструкций и материалов, функциональным требованиям; предпочитали павильонную композицию, т. е. отдельные, различные по назначению корпуса, соединённые переходами и коридорами, благодаря чему по мере обхода здания возникали новые ракурсы, менялось соотношение объёмов и пространства. На Международной выставке 1925 года в Париже работы братьев Весниных были отмечены высшей наградой - Почетным дипломом. Основные общие работы: фасад Главпочтамта (1911-12), универмаг на Красной Пресне (1927), Дом политкаторжан (1929-1931), Дворец культуры автозавода имени И. А. Лихачёва (1930-37, все - в Москве); конкурсные проекты Дворца труда (1922-23), здания «Аркоса» (1924), Центросоюза и Библиотеки имени В. И. Ленина (1928-1929), Дворца Советов (1932-33, все - для Москвы), театра массового действа в Харькове (1931). Также А. А. и В. А. Весниными выполнены проекты доходного дома И. Е. Кузнецова (1910), скаковых конюшен Л. А. Манташева (1913-1914), здания Наркомтяжпрома (1934-1936) в Москве, оформления площадей Москвы к 1.5.1918, павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939) и др. Среди общих работ А. А. и Л. А. Весниных: конкурсные проекты Центрального телеграфа в Москве (1925-26), Дома промышленности в Свердловске (ныне Екатеринбург; 1927), планировка посёлков с домами-коммунами в Кузнецке (ныне Новокузнецк; 1930), проект типового клуба в Москве (1927, осуществлён трижды), 3 рабочих клуба в Баку (1928-31), санаторий «Горный воздух» в Мацесте (1928).

Лит.: Ильин М. А. Веснины. М., 1960; Чистяков А. Г. Братья Веснины. М., 1970; [Веснины]: Каталог-путеводитель. М., 1981; Хан-Магомедов С. О. А. Веснин. М., 1983.

И. Влад. Коккинаки.