Вэньжэньхуа

Вэньжэньхуа ВЭНЬЖЭНЬХУА (китайский - живопись интеллектуалов или живопись литераторов), направление традиционной китайской живописи. Восходит к движению «ветер и поток» («фэн лю») 3-6 веков. Оформилось в 8 веке как направление, противостоящее стилю придворной живописи (гунтин хуа). Термин «вэньжэньхуа» был впервые применён в начале 17 века Дун Цичаном. Принадлежность художника к вэньжэньхуа зависела как от его социального статуса, так и от идейно-художественных качеств его творчества. Художники вэньжэньхуа были видными сановниками и крупными собственниками, что позволяло им, в отличие от придворных мастеров, работать не за деньги, а для себя. Большинство представителей вэньжэньхуа имели высшие учёные степени и звания. Их творчество носило энциклопедический характер; многие из них прославились как мыслители, литераторы, музыканты, математики и каллиграфы. Не обучаясь в Академии живописи, они брали уроки у профессионалов и самообразовывались путём копирования произведений из семейных коллекций. Выступая против ортодоксальных норм, живописцы вэньжэньхуа апеллировали непосредственно к откровениям великих мастеров древности. В своих работах они достигали синтеза знаний из разных областей культуры, их творчество было пронизано религиозно-философскими идеями. Цель живописи виделась в «выявлении идеи» (се и) - воспринимаемой душой человека небесной сути (тянь чжэнь) всего сущего. Каждый представитель вэньжэньхуа создал яркий индивидуальный стиль, отразивший особенности его личности. Среди крупнейших мастеров вэньжэньхуа - Ван Вэй, Дун Юань, Гао Кэгун, Ли Чэн, Вэнь Тун, Ни Цзань. В 20 веке традиции вэньжэньхуа продолжили Ци Байши, Пань Тяньшоу и др.

Реклама

Лит.: Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.,1975; она же. Мудрое вдохновение: Му Фу, 1052-1107. М., 1983; Соколов-Ремизов С. Н. Литература - каллиграфия - живопись: К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М., 1985; он же. От средневековья к новому времени: Из истории и теории живописи Китая и Японии конца XVII - начала XIX в. М., 1995.

В. Г. Белозёрова.