Ведута

Ведута ВЕДУТА [итальянский veduta - вид (местности)], разновидность архитектурного пейзажа в живописи или графике. В отличие от каприччио (архитектурные фантазии), ведута – топографически точный городской вид. Жанр ведуты сложился и достиг расцвета в Италии 18 века: местные художники создавали памятные городские пейзажи, предназначенные для паломников и путешественников. Предшественниками ведуты были детально выписанные архитектурные фоны картин художников 15-17 веков, прежде всего венецианских (Джентиле Беллини, В. Карпаччо и др.), а также распространённый в западноевропейском искусстве того времени мотив руин - аллегория рождения христианства из Ветхого Завета. Крупнейшие мастера ведуты в Венеции - Л. Карлеварис, А. Каналетто, Б. Беллотто, М. Риччи, М. Дж. Мариески и Ф. Гварди. Римские ведуты создавали живописец Дж. П. Паннини и гравёр Дж. Б. Пиранези. Ведутой занимались также работавшие в Италии голландец Г. А. ван Виттель, француз Ю. Робер, немец Ф. Хаккерт. Для достижения точности перспективных построений применялись камера обскура и её модификации (камера клара и камера люцида). Несмотря на кажущуюся пунктуальность изображения, ведутисты широко использовали различные приёмы художественной организации пространства (например, так называемая ускоренная перспектива и кулисные построения у Беллотто), что особенно заметно в произведениях Гварди и Пиранези, в творчестве которых ведута соединяется с каприччио, получившим особое распространение в искусстве предромантизма.

Реклама

В России ведута появилась в Петровскую эпоху и развивалась на протяжении 18 - 1-й половины 19 века, что было связано, прежде всего, со строительством Санкт-Петербурга. Документальный облик новой столицы запечатлели гравёры А. Ф. и И. Ф. Зубовы, М. И. Махаев, живописцы Ф. Я. Алексеев (писал также виды Москвы до пожара 1812 года, Херсона, Николаева, Бахчисарая и др.), М. Н. Воробьёв (также виды Москвы, Палестины, Парижа), А. Г. Денисов, К. П. Беггров, акварелист В. С. Садовников и др. Москва предстаёт в работах Ж. Делабарта, К. И. Рабуса. В традициях ведуты русские мастера исполняли виды городов Армении, Новороссии, Турции (М. М. Иванов, И. К. Айвазовский), Поволжья (Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, П. П. Верещагин и др.), Италии (Сильвестр Феодосиевич Щедрин, А. Н. Мордвинов), Китая (А. М. Легашев, К. И. Корсалин). С середины 19 века ведута всё более сближается с бытовым жанром и лирическим пейзажем. Традиция ведуты преломилась в творчестве мастеров архитектурного пейзажа начала 20 века (М. В. Добужинский, А. М. Васнецов, К. Ф. Богаевский и др.) и послужила одним из истоков панорамы и художественной фотографии.

Лит.: Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII - начало XIX в. М., 1953; Vedutisti veneziani del Settecento. [Cat.]. Venezia, 1967; Петербург-Ленинград глазами художников. Л., 1972; The glory of Venice: art in the 18th century. (Cat.). New Haven; L., 1994; Briganti G. G. van. Wittel е l’origine della veduta settecentesca. 2 ed. Mil., 1996.

А. М. Муратов.