Васубандху

ВАСУБАНДХУ (около 316, Пурушапура, ныне Пешавар, Пакистан - 396, Айодхья, штат Уттар-Прадеш), индийский философ-буддист. Ему приписывают авторство около 1000 трудов, созданных в традиции буддистских школ разных направлений, но надёжно атрибутированы 23 (на санскрите сохранились лишь некоторые из них, остальные - в переводе на китайский и тибетский языки). Согласно китайским и тибетским источникам (сведения которых часто противоречат друг другу), Васубандху родился в семье учёного-брахмана; его старшим братом был Асанга (по тибетской версии Васубандху и Асанга - молочные братья). Вступил в буддийский орден сарвастивадинов и стал крупным теоретиком школы вайбхашика, создав её основополагающий текст - «Абхидхармакоша» (санскрит - «Сокровищница Высшей доктрины»), однако в автокомментарии к этому тексту подверг критике ряд положений вайбхашики с позиции школы саутрантика. Познакомившись с Ираджняпарамиты сутрами и под влиянием Асанги, Васубандху перешёл в махаяну, став наряду с Асангой одним из создателей философской доктрины школы йогачара. Васубандху часто выступал в диспутах и учительствовал в разных городах Индии.

Реклама

«Абхидхармакоша» состоит из дидактических стихов (613 карик) и прозаического комментария (бхашья), излагающих в 9 главах доктрину школы сарвастивада. Сохранилась как в санскритском оригинале, так и в переводе на китайский и тибетский языки, считается вершиной абхидхармического анализа (анализа реальности в терминах дхарм - конечных элементов потока существования), разработанного в традиционном буддизме. Основные темы «Абхидхармакоши»: устройство буддийского психокосмоса с точки зрения теории дхарм, нирвана и разные уровни медитации, критика учений о пудгале (неизменном субстрате личности). «Абхидхармакоша» пользуется авторитетом во всех направлениях буддизма, текст её многократно комментировался и до сих пор является частью обязательный программы обучения монахов в буддийских монастырях.

В «Вимшатике» («Двадцатистишие» ), «Тримшатике» («Тридцатистишие») и ряде других сочинений Васубандху формулирует основные положения йогачары. Объектом сознания является не внешний предмет, а представление о нём, которое и проецируется на внешний мир. Подобно тому, как во сне люди принимают несуществующие предметы за реальные, то, что считается внешним в бодрствующем состоянии, также является продуктом сознания, поэтому нет иной реальности, кроме реальности самого сознания (читта-матра) или процесса сознавания (виджняпти-матра). Васубандху не утверждает, что внешний мир нереален, он только считает его недоступным непосредственному чувственному восприятию и тем более рациональному познанию, опирающемуся на недостоверное восприятие. Поскольку все представления о внешних объектах неадекватны, то и эмоциональная привязанность к ним, по Васубандху, иллюзорна и вредна (ибо создаёт предпосылки новых перерождений). С точки зрения Васубандху, сознание функционирует на трёх уровнях (три-свабхава): 1) проективно-конструирующем (парикальпита) - это обычный опыт, когда сознание приписывает внешнему миру свои собственные характеристики, то есть структурирует его, исходя из деления на субъект и объект; 2) рефлексивном осмыслении этого опыта в терминах доктрины взаимозависимого происхождения (пратитъясамутпада); 3) высшей реальности, когда сознание обращено только на самоё себя и в этом смысле является самодостаточным и совершенным (паринишпанна). Соотношение трёх уровней сознания-реальности Васубандху иллюстрирует примером с фокусником, создающим иллюзию слона: сам слон - это воображаемая реальность, его форма - зависимая реальность, его реальное отсутствие - совершенная реальность. В процессе познания шесть пассивных чувственных сознаний (осознание вкуса, обоняния, слуха, зрения, осязания, а также внутренних психических состояний) сочетаются с активной мыследеятельностью манаса (седьмая форма). Однако индивидуальный характер сознания определяется восьмой формой - «сознанием-хранилищем» (алая-виджняна), содержащим «семена» (биджа), «посеянные» действиями индивида в его прошлых рождениях. В алае-виджняне эти «семена» хранятся до тех пор, пока не созреют условия для их проявления в актуальном опыте сознания. Освобождение от сансары возможно лишь при полном очищении алая-виджняны от этих «семян». Оно достигается с помощью специальной медитативной и йогической практики (практика «переворачивания основы»),

В логике Васубандху ввёл деление умозаключения на пятичленный вывод для убеждения другого и трёхчленный вывод «для себя» (это деление получило дальнейшее развитие у его ученика и последователя Дигнаги). Идеи Васубандху оказали значительное влияние на последующее развитие буддизма в Китае и в Тибете.

Соч.: Абхидхармакоша. Раздел 1. Анализ по классам элементов / Пер. с санскрита, введение и коммент., историко-филос. исследование В. И. Рудого. М., 1990; Абхидхармакоша. Раздел 3. Учение о мире / Пер. Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб., 1994; Абхидхармакоша. Раздел 1 и 2 / Изд. подгот. В. И. Рудой и Е. П. Островская. М., 1998; Учение о Карме / Предисл., пер. с санскрита и коммент. Е. П. Островской и В. И. Рудого. СПб., 2000.

Лит.: Seven works of Vasubandhu, the Buddhist psychological doctor / Ed. S. Anacker. Delhi, 1984.

В. Г. Лысенко.