Вакф

ВАКФ, хабус (арабский - удержание), в мусульманском праве движимое и недвижимое имущество, переданное либо завещанное на благотворительные и религиозные нужды. Вакф не облагается налогом, не подлежит конфискации и аресту. По мнению мусульманских правоведов, действие права собственности над вакфом навеки останавливается (арабский - вакафа): даритель утрачивает его, а получатель не приобретает. Вакф не может переходить по наследству, быть предметом последующих дарений и, как правило, купли-продажи. Вопреки встречающемуся в литературе утверждению, получатели вакфа (арабский - маукуф аляйх) - не только и не столько мечети и муллы, сколько разные религиозные благотворительные и общественные учреждения - медресе, больницы, бани, гостиницы, а также связанные с ними учителя и студенты, сироты, бедняки, путники, отделения суфийских братств (смотри Суфизм).

В вакф обращается только безусловная собственность учредителя, приносящая пользу или доход: пашни, сады, пастбища, деревья и леса, родники, нефтяные месторождения, солеварни, мельницы, дома, скот, оружие, книги. В вакф нельзя завещать пищу, одежду, деньги, а также запрещённое и нечистое для мусульман по шариату, вино, свиней и пр. Источником вакфа в Халифате и других средневековых мусульманских государствах выступали движимое и недвижимое имущество категории мульк, а также завоёванные мусульманами земли, владельцы которых уплачивали государству поземельный налог (арабский - харадж). Эта повинность была связана с самой хараджной землёй и потому сохранялась при её передаче в вакф владельцем.

Реклама

С 11 века вакф широко распространяется в мусульманских странах. Верховный надзор за правильностью расходования средств вакфа в Халифате осуществлял кади аль-кудат или специальный попечитель (назир). При Фатимидах в Египте возникает первое государственное ведомство вакфа: Диван аукаф. С 12 века вакф стал основным источником существования мусульманских религиозных учреждений и связанных с ними улемов. В Османской империи 19 века около трети земель относилось к вакфу. В России конца 18-19 века вакфные имущества в Крыму и на Кавказе были легализованы и поставлены под контроль государства как общий имущественный фонд мусульманского духовенства. Советская власть национализировала вакфные имущества, но смогла изъять их только после коллективизации 1930-х годов. После распада СССР в Татарии и на Северном Кавказе предпринимались попытки восстановления вакфа де факто и де юре. В начале 21 века в государствах Ближнего Востока и Северной Африки управлением вакфа ведают специализированные министерства.

Лит.: Clavel Е. Droit musulman. Р., 1895-1896. Vol. 1-2; Амин М. Ал-Аукаф ва-л-хайат ал-иджтима’ийа фи Миср, 1250-1517. Каир, 1980; Периханян А. Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983.

В. О. Бобровников.