Ваганова Агриппина Яковлевна

Ваганова Агриппина ЯковлевнаВАГАНОВА Агриппина Яковлевна [14(26).6.1879, Санкт-Петербург - 5.11.1951, Ленинград], российская артистка балета, педагог, народный артист РСФСР (1934). В 1897 году окончила Петербургское театральное училище (педагоги Е. О. Вазем, Л. И. Иванов, Х. П. Иогансон, П. А. Гердт) и была зачислена в кордебалет Мариинского театра. Танцовщица строгой академической школы, прославилась как непревзойдённая исполнительница вариаций (сольные партии в «Раймонде» А. К. Глазунова, «Коппелии» Л. Делиба, «Баядерке» и «Дон Кихоте» Л.Ф. Минкуса, и др.). Обладала стремительным летучим прыжком; овладев виртуозным танцем, поднялась до положения солистки. Среди главных партий: фея Наила («Ручей» Делиба, Минкуса), Одетта - Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Царь-девица («Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи), Жизель («Жизель» А. Адана). В 1916 году оставила сцену в звании балерины. Педагогическую деятельность начала после 1917 года. Преподавала в Школе русского балета А. Л. Волынского. В 1921-51 годах ведущий педагог классического танца ЛХУ (с 1946 года профессор). Среди учениц: М. Т. Семёнова, Н. А. Анисимова, Г. С. Уланова, Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, А. Я. Шелест, О. Н. Моисеева, Н. А. Кургапкина, А. Е. Осипенко, И. А. Колпакова. В основе педагогической системы Вагановой - осмысленность техники, выразительность и гармоничность танца, при этом особую роль играет строгая постановка корпуса и спины, позиций рук и ног. Ваганова обобщила сценическую практику русского балетного театра 2-й половины 19 века, традиции французской и итальянской школ, дав импульс дальнейшему развитию принципов классического танца. Школа Вагановой оказала значительное влияние на зарубежный балет. Методика Вагановой изложена в её книге «Основы классического танца» (1934, выдержала несколько изданий и переведена на многие языки). В 1946-51 годах заведующая кафедрой хореографии Ленинградской консерватории. В 1931-1937 годах художественный руководитель балета ГАТОБ, где в собственной редакции поставила «Лебединое озеро» Чайковского (1933) и «Эсмеральду» Пуньи (1935, 1948). В 1943-44 годах художественный консультант балета ГАБТ; сыграла заметную роль в профессиональном становлении М. М. Плисецкой. В 1957 году ЛХУ присвоено имя Вагановой (с 1991 года Академия русского балета имени Вагановой). В Санкт-Петербурге проводится Международный балетный конкурс «Ваганова - Prix» (с 1988; до 1995 года конкурс имени Вагановой). Творчеству Вагановой посвящён телевизионный фильм «Агриппина Ваганова» (1986). Государственная премия СССР (1946).

Реклама

Лит.: А. Я. Ваганова. Статьи, воспоминания, материалы. Л.; М., 1958; Красовская В. М. Ваганова. Л., 1989.

Б. А. Илларионов.