Камарго Мари Анн

КАМАРГО (Camargo) [настоящая фамилия де Кюпис (Кюпи) де Камарго, de Cupis (Cuppi) de Camargo] Мари Анн (15.4.1710, Брюссель - 28.4.1770, Париж), французская артистка балета. Дочь скрипача, преподавателя танцев. В 1720 году дебютировала в брюссельском театре «Ла Монне». Затем обучалась в Париже у Ф. Прево, по возвращении в Брюссель заняла положение прима-балерины. Позднее выступала в Руане. Дебютировала в Королевской академии музыки (Париж) в 1726 в дивертисменте «Характеры танца». Вскоре выдвинулась в число наиболее знаменитых танцовщиц своего времени. Исполняла танцевальные партии в постановках опер: «Аякс» Т. Бертена, «Преображённые любовные страсти» Л. Т. Буржуа, «Любовь богов» Ж. Ж. Муре, «Тарсис и Зели» Ж. Ф. Ребеля и Ф. Франкёра; балетные антре в лирических трагедиях Ж. Б. Люлли - «Роланд», «Альцеста, или Торжество Алкида», «Беллерофон», «Тезей», «Фаэтон», «Амадис», «Изида» и др. В 1735 году оставила сцену, в 1740 вернулась в театр и вскоре заняла место первой танцовщицы. Выступала в постановках опер-балетов, лирических трагедий и героических пасторалей Ж. Ф. Рамо - «Галантная Индия», «Празднества Полимнии», «Храм Славы», «Празднества Гебы, или Лирические таланты», «Празднества Гименея и Амура», «Заис», «Зороастр» и др. Танцевальная техника Камарго складывалась под влиянием танцовщиков-виртуозов (Л. Пекура, Л. Дюпре и др.). Она ввела в женский танец сложные па (антраша-катр и др.), ранее исполнявшиеся только мужчинами. Использовала новые движения, постоянно усложняя и варьируя их, чтобы разнообразить однотипные антре. С особым блеском исполняла танцы в быстром темпе.

Реклама

Камарго Новаторство Камарго проявилось главным образом в сфере чистого танца, так как жанр сюжетного балетного спектакля к середине 18 века ещё не сложился, а в операх и лирических трагедиях, ставившихся в Королевской академии музыки, исполнялись лишь вставные балетные номера и отдельные танцы (менуэты, гавоты, мателоты, ригодоны, тамбурины и др.). Усложнение техники танца потребовало изменений костюма. Тяжёлые платья сковывали танцовщицу. Камарго сначала облегчила, а затем укоротила их, устранив громоздкие фижмы и тяжёлый каркас (панье). Камарго заменила и обувь, так как высокий каблук мешал исполнению пируэтов и заносок. Экстравагантное поведение Камарго в частной жизни было предметом многочисленных сплетен, а её причёска и манера одеваться стали объектом для подражания в придворных кругах. Вышла на пенсию в 1751 году. Последний раз выступала на сцене в 1753 в героической пасторали Ж. Ж. де Мондонвиля «Титон и Аврора». Судьба Камарго послужила сюжетом для оперы Э. де Лева, оперетт Ш. Лекока и балетов К. Даль Арджине, Д. Брайта, Л. Минкуса.

Лит.: Худеков С. Н. История танцев. СПб., 1914. Ч. 2; Beaumont С. W. Three french dancers of the 18th century. L., 1934; Amiel J. Mademoiselle Camargo, danseuse d’Opéra // Musicadisques. 1960. №71; Daniels D. Р. The first ballerina // Dance magazine. 1960. Jan.; Новер Ж. Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М., 1965.

К. Г. Филонова.