Кадетские корпуса

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА (от французского саdet - младший), привилегированные средние военно-учебные заведения закрытого интернатского типа. Ведут своё начало от прусских кадетских школ, созданных во 2-й половине 17 века для подготовки детей дворян к военной службе. Позднее кадетские школы (корпуса) появились во Франции и Дании. В России в 18-20 веках кадетские корпуса служили для подготовки детей дворян к военной и государственной службе. В 1-й половине 20 века кадетские корпуса имелись в Германии, Японии и Черногории.

Кадетские корпусаВ России прообразом кадетских корпусов являлись специализированные школы, созданные в начале 18 века по указанию Петра I для подготовки дворянской молодёжи к наиболее сложным военным профессиям (штурман, артиллерист, инженер и др.). Первый кадетский корпус был учреждён в 1731 году, а официально открыт в Санкт-Петербурге в 1732 под названием Корпус кадет (с 1743 Сухопутный шляхетный кадетский корпус, с 1800 - 1-й кадетский корпус). В 1752 основан Морской кадетский корпус. В 1762 создан Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус (с 1802 - 2-й кадетский корпус). В 1775 по инициативе директора при этом корпусе была учреждена Гимназия чужестранных единоверцев, с 1792 - Корпус чужестранных единоверцев. В 1795 на базе Шкловского благородного училища создан Гродненский (с 1806 Смоленский, с 1837 - 1-й Московский) кадетский корпус. В 1802 из-за необходимости подготовки офицеров для гвардейских частей (смотри Российская императорская лейб-гвардия) Пажеский корпус реорганизован в учебное заведение по типу кадетского корпуса. В 1830-40-е годы в Санкт-Петербурге, Москве и 10 губернских городах открылись новые кадетские корпуса, из которых были образованы 3 округа военного образования: Санкт-Петербургский, Московский и Западный. В середине 19 века в России действовало 16 кадетских корпусов. В них принимались дети дворян и офицеров в возрасте 6-10 лет. В административном отношении корпуса делились на роты (по возрасту). Из общих предметов воспитанники изучали математику, историю, географию, языки, музыку и др.; из военных дисциплин - артиллерийское дело, фортификацию, тактику, топографию, строевую и стрелковую подготовку. Полный курс обучения составлял 10 лет (с 1836 - 8 лет) и состоял из подготовительного, общего и специального курсов. Распределение выпускников кадетских корпусов в войска и присвоение им званий проходило в зависимости от результатов учёбы: отличники направлялись в гвардию прапорщиками или в армию поручиками, а остальные - в артиллерию и инженерные войска прапорщиками или в армию подпоручиками. Окончившие Пажеский корпус пользовались преимущественным правом службы в гвардии и получали чин подпоручика (в кавалерии - корнета). В Морском корпусе курс обучения включал кадетский и гардемаринский классы и продолжался 4-6 лет. После окончания корпуса и года плавания на кораблях ВМФ гардемарины сдавали экзамены и производились в мичманы. В стенах кадетских корпусов получили образование видные государственные, военные и культурные деятели России: А. А. Аракчеев, Ф. Ф. Беллинсгаузен, В. И. Висковатов, А. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка, С. Е. Гурьев, А. Д. Засядко, М. В. Каховский, И. Ф. Крузенштерн, М. И. Кутузов, М. П. Лазарев, П. И. Меллер-Закомельский, А. М. Обресков, В. А. Озеров, А. А. Прозоровский, К. Ф. Рылеев, П. А. Румянцев-Задунайский, Д. Н. Сенявин, А. П. Сумароков, Ф. Ф. Ушаков, М. М. Херасков и др.

Реклама

В ходе военных реформ 1860-70-х годов кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, но в 1880-82 им вновь вернули прежние наименования и организацию. В конце 19 - начале 20 века количество кадетских корпусов увеличилось, а в отдельные провинциальные корпуса, наряду с детьми дворян и офицеров, стали принимать детей чиновников, духовенства, казаков. К началу 1-й мировой войны в ведении Главного управления военно-учебных заведений Военного министерства находилось 30 кадетских корпусов (включая Морской корпус и младшие классы Пажеского корпуса; всего около 15 тысяч кадетов). Программа обучения по общеобразовательным дисциплинам соответствовала курсу средних гражданских учебных заведений (смотри Реальное училище). После Февральской революции 1917 кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства, а в 1918 (в связи с ликвидацией российской императорской армии) закрыты. В Гражданскую войну 1917-22 некоторые кадетские корпуса действовали на территориях, занятых Белыми армиями. В 1920-1944 в Югославии, Тунисе, Египте, Китае и Франции действовали до 10 русских кадетских корпусов. В СССР, как аналоги кадетского корпуса, в 1943 были созданы суворовские училища и нахимовские училища.

Кадетские корпусаВ 1993 году кадетские корпуса были воссозданы в составе МО Российской Федерации. Обучение в кадетских корпусах в течение 2-7 лет проходят несовершеннолетние граждане мужского пола по общеобразовательным программам основного общего, среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, предусматривающим профессиональную ориентацию по профилю военных образовательных учреждений вида Вооруженных Сил Российской Федерации или рода войск. Кадетские корпуса существуют также в составе ФСБ и др. Кроме этого, в ведении Министерства образования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации имеются учебные заведения, носящие название кадетского корпуса и кадетских школ-интернатов.

Лит.: Лалаев М. С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. СПб., 1880-1892. Ч. 1-3; Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917-1947 гг. М.; Л., 1947. Вып. 1-2; Зайончковский П. А. Военные реформы 1860-1870 гг. в России. М., 1952; он же. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. 1881-1903. М., 1973; Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XVIII в. М., 1958; он же. Русская армия и флот в XIX в. М., 1973; он же. Армия и флот России в начале XX в. М., 1986; Галушко Ю. А., Колесников А. А. Школа российского офицерства. М., 1993; Меньшов В. М. Российские кадеты. СПб., 2003. Т. 1-3.

С. Л. Ташлыков.