Испытания в технике

ИСПЫТАНИЯ в технике, опытное определение конструкционных и эксплуатационных свойств машин, инструментов, оборудования, сооружений и др., а также выявление соответствия их параметров заявленным в документах. Испытания проводят специалисты по надзорной деятельности, используя методику и программы, разработанные на основе государственных стандартов и других нормативных документов, а также постоянных и временных технических условий. Для проведения испытания назначаются время, место, используется специальное поверенное измерительное оборудование и др. Результатом испытания является акт, имеющий юридическую силу, утверждённый уполномоченной комиссией.

Для каждого типа испытываемых технических средств могут назначаться различные виды испытания: исследовательские (при разработке пробного образца), предварительные (на стадии создания рабочего экземпляра), контрольные и приёмо-сдаточные (например, при запуске в производство опытной партии или серии), периодические (при эксплуатации, по техническим условиям на обслуживание и ремонт и др.), сертификационные (определение качества и допуска к эксплуатации в определённых условиях), государственные (для определённых изделий, особо важных машин и установок, крупных сооружений, сложного в эксплуатации оборудования, объектов стратегического назначения и др.). В ходе испытания должны учитываться требования по охране и безопасности труда.

Реклама

По характеру проведения различают испытания следующих видов: технические (например, статические, кинематические, динамические), климатические (работа объекта в различных природных условиях), на сохранение работоспособности (надёжность, устойчивость к разрушению, долговечность и др.), экологической безопасности и др. Экологическими испытаниями подтверждаются соответствующие нормативы предельно допустимых уровней шума, радиации, температуры, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. На основе экологических испытаний технических средств обосновывают нормы (лимиты) природопользования. Экологические испытания проводятся также с целью подтверждения отсутствия при эксплуатации техники условий для развития вредных микроорганизмов и микробиологических разрушений.

В ходе испытания производится экономическая оценка: допустимая продолжительность работы объекта; предусматриваются исключение малопроизводительных устройств и замена их более эффективными; выявление конкурентоспособности (на этапах проектирования и изготовления аналогичных изделий); изыскание возможности снижения себестоимости производства, применение энергосберегающих технологий и др. При испытании учитываются результаты менее дорогостоящих проверок, обследований и т.п., объединяются несколько разных испытаний (комплексные испытания); общие испытания машин могут быть заменены испытаниями их частей; применяется моделирование (математическое, имитационное).

Испытания проводят как в натурных, так и в лабораторных (стендовых) условиях, моделирующих натурные. При проведении испытания используются аттестованное испытательное оборудование и сооружения. На всех этапах испытания широко применяют: поверочные измерительные средства (для определения точности обработки и сборки); специализированное оборудование - разрывные машины, прессы, вибро- и ударные стенды (при определении пределов прочности, надёжности, безотказности и др.); климатические и температурные камеры с различными влажностными диапазонами повышенного и пониженного давления; бассейны, гидроканалы, аэродинамические трубы (при определении гидростойкости, герметичности, динамических качеств и др.); скоростные полигоны (для обкатки, проверки скоростных характеристик транспортных средств и т.п.).

Проводят также специальные показательные испытания с целью определения рекордных скоростей, критических параметров, возможности расширения сферы применения машин, поведения их при авариях и др. К таким испытаниям относятся скоростные гонки, авторалли, обкатка железнодорожной техники и др. К показательным испытаниям машин относят испытания на устойчивость к механическим повреждениям в экстремальных условиях, при авариях и др. Изделия, находящиеся в массовом употреблении (часы, телефоны, телевизоры, плееры, компьютеры и др.), проходят испытание на мелкие повреждения и повреждения при падении, ударах, на гигроскопичность; замки и механические двери проверяют на взломостойкость. Для подтверждения обеспечения высокого уровня безопасности водителей и пассажиров возможные разрушения автомобилей при авариях выявляют при их испытаниях с манекенами. Компьютерное моделирование работы в различных условиях (в том числе и в экстремальных) поездов, самолётов, судов также служит повышению безопасности пассажиров. Испытание является составной частью проектной и исследовательской работы по созданию новой техники и приобретает всё большее значение как фактор, позволяющий повышать качество технических средств и сокращать сроки их освоения.

Литературу смотри при статьях об отдельных типах машин.

А. Р. Курлаев.