Информационные технологии

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, совокупность методов, программно-технических и технологических средств, обеспечивающих сбор, накопление, обработку, хранение, представление и распространение информации, а также автоматизацию управления бизнес-процессами организаций, проектирования и производства различного оборудования. Подчёркивая, что в состав информационных технологий обязательно входят как технические средства, так и методы передачи информации (смотри, например, Канал связи, Компьютерная сеть), часто используют термин «информационно-коммуникационная технология». Об истории создания и этапах развития информационных технологий смотри в статьях Вычислительная техника, Вычислительная машина.

В конце 20 - начале 21 века информационные технологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности: науке (системы обработки экспериментальных данных, моделирование и др.), образовании (электронные учебники, системы дистанционного обучения и др.), медицине (например, системы диагностики, аналитической системы), искусстве (например, поддержка электронных видов искусства), военной области (системы мониторинга, анализа боевой обстановки, ситуационное моделирование и др.), государственном управлении (системы электронного голосования, государственные справочные и аналитические информационные системы и др.), производстве (системы автоматизации производства, системы автоматизации проектирования и др.), коммерции (например, системы управления компаниями, поддержки взаимодействия компаний, интернет-магазины, системы заказов билетов) и др.

Реклама

информационные технологии включают технические средства, программные средства, организационно-методическое обеспечение и разработку стандартов (стандартизацию).

Технические средства подразделяются на средства компьютерной и коммуникационной техники. Средства компьютерной техники предназначены для ввода, обработки, вывода и хранения данных. В число устройств ввода данных входят клавиатуры, цифровые камеры, устройства ввода аудио- и видеоданных, специализированные устройства для пользователей с ограниченными физическими возможностями. Устройства обработки данных (процессоры) на основе заданных им алгоритмов (программ) преобразуют введённые данные в информацию, пригодную для использования пользователями или дальнейшей обработки. Выводимые данные могут быть представлены в виде текста, изображений, звуковой или видеоинформации. Наиболее распространённые устройства вывода - дисплеи, принтеры, динамики и наушники, факс-машины и различные многофункциональные устройства. Для хранения данных используются магнитные диски, ленты, устройства флеш-памяти и др. Коммуникационная техника предназначается для реализации технологий передачи информации и предполагает как автономное функционирование, так и функционирование в комплексе со средствами компьютерной техники.

Программные средства делятся на системное и прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение используется для управления компьютерами и сетевыми коммуникациями, а также для поддержки процессов разработки и выполнения прикладных программ. К системному программному обеспечению относятся: операционные системы; программные средства организации компьютерных сетей, а также их управления; системы управления базами данных; средства промежуточного программного обеспечения; инструментальные средства поддержки проектирования и программирования приложений; средства поддержки информационной безопасности и др. Прикладное программное обеспечение включает программные системы, ориентированные на непосредственное использование пользователями-непрограммистами: офисные приложения (текстовые редакторы, электронные таблицы и др.); системы автоматизации проектирования промышленных изделий; корпоративные информационные системы; поисковые системы Интернета и др.

Организационно-методическое обеспечение информационных технологий включает нормативно-методические материалы и инструкции по подготовке и организации работ (оформление управленческих и иных документов в рамках конкретной информационной технологии, для обеспечения функции управления деятельностью организации и др.), инструктивные и нормативные материалы по эксплуатации технических средств, в том числе по технике безопасности и по условиям поддержания нормальной работоспособности оборудования и др.

Разработка стандартов (стандартизация). В индустрии информационных технологий занято множество компаний, производящих и поставляющих на мировой рынок разнообразные аппаратные и программные продукты. Стандартизация технологий необходима для совместного использования продуктов, производимых разными поставщиками, замены одного продукта на другой, сравнения качеств однотипных продуктов различных поставщиков. Официальные стандарты в области информационных технологий принимаются Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO), которую в России представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики. Разработкой стандартов в области информационных технологий занимаются различные национальные и международные организации: IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers), W3С (World Wide Web Consortium), OMG (Object Management Group), IETF (Internet Engineering Task Force) и др. В этой деятельности участвуют компании - производители средств информационных технологий, государственные и академические организации. В связи с быстрым развитием информационных технологий многие международные стандарты не проходят официальную процедуру принятия в ISO (в частности, стандартизация технологий Интернета), а начинают применяться после их принятия лишь организацией-разработчиком.

Лит.: Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий. М., 2003; он же. ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. М., 2005; Левин В. И. История информационных технологий. М., 2007.

С. Д. Кузнецов.