Имамат

ИМАМАТ, в 1830-х годах - 1859 военно-теократическое мусульманское государство на Северо-Восточном Кавказе, официально входившее в состав Российской империи. Возникло на территории Северо-Западного Дагестана и Южной Чечни в результате появления идеологии мюридизма, консолидировавшей разрозненные горские общества в единую силу под руководством духовного лидера. Впервые попытки создания имамата предприняты в конце 1820-х - начале 1830-х годов первыми имамами Дагестана и Чечни - Гази-Магомедом и Гамзат-беком. Формирование имамата завершено в середине 1830-х годов имамом Шамилем, ликвидировавшим Аварское ханство (его территория стала основой имамата) и союзы сельских обществ (Даргинский, Койсубулинский, Салатавский, Гумбетский и др.). На протяжении существования имамата его территория постоянно менялась. Основным центрами в различное время были Ахульго (взят российскими войсками во время Ахульго штурма 1839), Дарго (1840-45; сожжён в ходе Даргинской экспедиции 1845) и Ведено (1845-59). Имамат  делился на наибства (их число в различные периоды колебалось от 20 до 50), а они - на участки (возглавлялись мазунами).

Реклама

Единовластным правителем имамата являлся имам, обладавший военной, судебной, административной и духовной властью. Ему подчинялись наибы, в компетенцию которых входили назначение муфтиев (ведали решением духовных вопросов), организация и вооружение военных отрядов, охрана границ наибства, постройка укреплений и решение всех социально-экономических вопросов на подчинённой им территории. При имаме действовал совещательный орган - Диван-хана (около 30 человек), состоявший из наиболее уважаемых и известных горцев (шейха Джемал Эддин Казикумухского, наиба Кибит-Магома и др.). Изредка имам собирал совещания наибов и алимов (учёных людей), на которые выносились ключевые вопросы жизни имамата. Контроль за исполнением законов и распоряжений имама его подчинёнными осуществляли мухтасибы (надзиратели или контролёры).

Основные статьи доходов, поступавших в казну имамата: закят - десятая часть доходов всего населения имамата (вносился деньгами, хлебом или скотом); харадж - подать с горных пастбищ и селений; хумс - пятая часть военной добычи, пленных или вырученных за них денег; штрафные деньги, а также конфискованное имущество преступников и предателей. Самыми крупными были расходы, предназначенные для вооружения и содержания войск.

Все гражданско-правовые вопросы в имамате решались на основе шариата, введённого для вытеснения норм обычного права (адата). Решение принималось на основе 14 низамов, разработанных Шамилём (так называемый Кодекс низамов): запрещалась кровная месть, вместо которой с виновника взимался денежный штраф; за воровство вместо прежнего наказания, по которому отрубались по очереди конечности, теперь вор должен был сидеть в яме сроком до 3 месяцев, платя за каждую ночь 20 копеек серебром. Шамиль решил сложный вопрос о праве перехода имущества погибшего горца его жене. Запрещалось также табакокурение и употребление алкоголя. В имамате был значительно уменьшен калым, размер которого стал строго фиксированным. Кроме того, денежный штраф назначался за уклонение от воинской повинности, получение взятки, нанесение телесных повреждений в драке и т.д.

Вооруженные силы имамата состояли из отрядов мюридов под командованием наибов и отдельно изредка собираемого народного ополчения. По приказанию имама наиб собирал войско из населения своего наибства. Для набора войска каждые 10 дворов должны были выставить и содержать одного полностью вооружённого конного воина. Постоянное войско наиба состояло из 300-500 воинов (иногда – 1 тысячи человек), что позволяло Шамилю в нужный момент собирать до 30 тысяч человек. Кроме того, имама охраняли 200 личных телохранителей (муртазеков). Народное ополчение было обязано защищать свои аулы, а в случае необходимости сопровождать имама в экспедициях и походах. Для стимулирования мюридов и отличившихся горцев была введена наградная система, а также знаки отличия. Существовали и знаки позора: за трусость и малодушие к одежде на плечо пришивали кусок цветной ткани или обшивали войлоком рукав; знак позора снимался только после очередного боя, если меченый проявлял храбрость.

Имамат  выступал главным противником продвижения России в регионе. В начале 1850-х годов ситуация в имамате стала ухудшаться в связи с начавшимся социально-экономическим кризисом, связанным с разорительной для горцев Кавказской войной 1817-64. На углубление кризиса повлияли и диктаторские замашки Шамиля, объявившего своим официальным наследником сына Гази-Мухаммеда, что вызвало открытое недовольство со стороны ряда приближённых имама (Хаджи-Мурата, Даниель-бека Элисуйского и др.). Глубокий внутренний кризис стал одной из главных предпосылок поражения имама Шамиля и крушения имамата. После пленения Шамиля в 1859 имамат  прекратил своё существование, а его территория в 1860 году вошла в состав образованных Дагестанской и Терской областей Российской империи.

Источн.: Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала, 1995; Хаджи-Мурат. Документы. Письма. Очерки. Факты. Сб. М., 1999.

Лит.: Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. М., 1994; Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000; Дегоев В. В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М., 2001; Блиев М. М. Россия и горцы Большого Кавказа на пути к цивилизации. М., 2004.

В. М. Муханов.