Иктин

ИКТИН (‘Ικτίνος) (2-я половина 5 века до нашей эры), древнегреческий архитектор. Античные источники приписывают Иктину три постройки. Страбон и Павсаний определённо говорят о Парфеноне на афинском Акрополе как здании, построенном Иктином (около 447- 432 до нашей эры), а Плутарх помимо Иктина называет строителями храма Калликрата и Фидия. Характер сотрудничества этих мастеров - предмет споров в современной науке; согласно наиболее авторитетной точке зрения, Фидий отвечал за основную идею, Иктин занимался архитектурным оформлением храма, Калликрат - организацией работ. Витрувий ссылается на не дошедший до нас трактат о Парфеноне, написанный Иктином и неким Карпионом. Вероятно, в нём излагалась математическая основа проекта Парфенона, в котором применена оригинальная система пропорций. Новаторство Иктина (и, вероятно, Фидия) заключалось в том, что Парфенон, дорический храм, приобрёл много ионических черт: фриз (зофор) на внешней стороне целлы, амфипростильные портики на её торцах вместо традиционных двух колонн в антах, 4 ионических колонны в собственно «Парфеноне» (одно из помещений в западной части целлы). Внешняя колоннада храма имела 8х17 колонн (а не 6х13, как было принято для дорики), что делало целлу более просторной.

Реклама

Иктин В создании Телестериона (зал посвящений) в Элевсине (около 430 до нашей эры, частично сохранился) помимо Иктина также участвовали другие архитекторы, его роль в строительстве не ясна. Как сообщает Павсаний, Иктин  был единственным архитектором храма Аполлона в Бассах (около 430 - около 400 до нашей эры; иллюстрации смотри в статье Вассе), постройки не менее парадоксальной и новаторской, чем Парфенон. Необычен план здания, возможно навеянный неизвестным предшественником Иктина: храм имеет боковой вход с  восточной стороны; поперечные стены внутри целлы, завершающиеся трёхчетвертными ионическими колоннами; колонну, отделяющую целлу от адитона и представляющую собой самый ранний образец коринфского ордера. Строгий дорический экстерьер храма контрастирует с внутренней колоннадой, состоящей главным образом из ионических колонн (чьи базы и капители не имеют аналогий в Аттике), на которых покоится ионический фриз (конец 5 века до нашей эры, ныне - в Британском музее, Лондон). Включение ионического фриза в дорическую постройку восходит к Парфенону, однако здесь фриз помещён более естественно - над колоннами того же ордера и находится внутри здания. Иктин  стал создателем панэллинского архитектурного стиля, синтезировав в своих постройках дорические и ионические черты.

Лит.: Dinsmoor W. В. The temple of Apollo at Bassae // Metropolitan Museum studies. N. Y., 1933. Vol. 4; Burford А. The builders of the Parthenon // Parthenos and Parthenon. Oxf., 1963; Carpenter R. The architects of the Parthenon. Harmondsworth, 1970; McCredie J. R. The architects of the Parthenon // Studies in classical art and archaeology. Locust Valley, 1979; Barletta В. The architecture and architects of the classical Parthenon // The Parthenon: from antiquty to the present. Camb., 2005.

Д. Ю. Молок.