Иерусалим в мировых религиях

ИЕРУСАЛИМ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ.

В духовной традиции авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) Иерусалим - один из основных духовных центров, где сосредоточены важнейшие религиозные святыни.

Иерусалим стал религиозным центром при царе Давиде, представление о вечном Иерусалиме неразрывно связано в Библии с Божиим обетованием Давиду о неколебимости его дома (2 Цар. 7). В годы царствования царя Соломона статус Иерусалима как единственного культового центра иудаизма был утверждён сооружением Иерусалимского храма. Исайя видел Иерусалим «городом правды», в котором прозвучит слово Господне (Ис. 1:26, 2:3). Пророки разделяли непоколебимую веру в величие Иерусалима: так, Захария утверждает, что святость города-Храма универсальна и будет признана всеми народами (Зах. 14:16-21); Исайя предвещает, что в «последние дни» учёность, правосудие и мир распространятся по всем народам «от Сиона... и слово Господне - из Иерусалима» (Ис. 2:2-3). Иеремия верит, что Иерусалим, разрушенный завоевателями, будет восстановлен навечно, а улицы его будут полны ликования (Иер. 31:38-40, 33:10-11). Вместе с тем пророки отмечали трагическое противоречие между возложенной на Иерусалим высокой миссией быть «верной столицей, исполненной правосудия» (Ис. 1:21) и переживаемым им духовно-нравственным упадком.

Реклама

Галаха постановляет, что святость Иерусалима вечна, и потому ряд связанных с городом законов остаётся в силе и после его разрушения. Так, молящийся вне Иерусалима должен обращаться к нему лицом, а молящийся в нём - к Храмовой горе; сохраняется обязанность паломничества в Иерусалим. В иудейской литургической поэзии Иерусалим выступает как символ славного прошлого Израиля и надежды на будущее, связанной с Горним Иерусалимом. Агада рассматривает Иерусалим как центр мира и его начальный пункт: в центре мира находится Израиль, в центре Израиля - Иерусалим, в центре Иерусалима - Иерусалимский храм, в центре Храма - Ковчег Завета, перед ним же находится краеугольный камень мироздания. В Агаде имеется представление о Горнем Иерусалиме - идеальном Иерусалиме, существующем в небесах и неразрывно связанном с Иерусалимом земным. Согласно одному из агадических сказаний, Господь поклялся: «Не войду Я в Иерусалим Горний, пока не войду в Иерусалим земной». Апокрифические источники (1-я Книга Еноха, Варух) обещают, что в будущем Храм небесный и Вышний Иерусалим переместятся на землю, на место Храма земного и Иерусалима тленного.

По мнению каббалистов (смотри Каббала), окончание двойственного числа в слове «Иерушалайим» указывает на существование двух Иерусалимов - земного и во всём соответствующего ему небесного. Когда благословен Иерусалим, он питает добром весь мир. Основные иудейские святыни Иерусалима - Храмовая гора, Гробница Давида, Стена Плача.

Начало христианской истории Иерусалима было положено связанными с этим городом проповедью, страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа. Согласно преданию, первым епископом Иерусалима был Иаков Праведный, ему наследовал его родной брат Симон. Около 49-50 годов нашей эры в Иерусалиме состоялся первый в истории Церкви так называемый Апостольский собор. К началу 2 века город уже имел длительную традицию епископского преемства. До 5 века Иерусалимская кафедра подчинялась Кесарийской, но на Халкидонском соборе (смотри Вселенские соборы) получила статус патриархата (смотри также Иерусалимская православная церковь).

Помимо резиденции православного патриарха Иерусалимского, в Иерусалиме также находятся резиденции патриарха Армянского и католического патриарха Мелькитского, который добавляет к своему титулу звание патриарха Иерусалимского. Город является центром Римско-католической митрополии (патриархата; учреждён в 1099, после взятия Иерусалима крестоносцами; восстановлен с центром в Иерусалиме в 1847; в 1889 был признан Османской империей; в 1987 впервые состоялось избрание патриарха из католиков-арабов; в юрисдикции патриархата - 65 католических приходов латинского обряда в Палестине и Израиле). На Руси традиция паломничества в Святой Град восходит к 11-12 векам. В 1847 году в Иерусалиме была официально открыта Русская духовная миссия (под юрисдикцией русской Церкви - до начала 1920-х годов; возвращена Московскому патриархату в 1948), во главе которой встал архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский). В дело развития миссии большой вклад внесли архимандриты Кирилл (Наумов), Леонид (Кавелин), Антонин (Капустин) (смотри также Палестинское православное общество).

Наиболее почитаемыми христианскими святынями Иерусалима являются Храм Гроба Господня на горе Голгофа, остановки так называемого Via Dolorosa - Скорбного пути, представляющего собой реконструированный в католической традиции путь Иисуса Христа на Голгофу, и др.

Веками христианские паломники стремятся в Иерусалим, чтобы пройти по стопам Господа, однако Иерусалим для христиан главным образом имеет не столько пространственно-временное, сколько духовно-мистическое измерение. Уже в Новом Завете Иерусалим назван «небесным» (Евр. 12:22) и является символом всех верных Богу. «Небесный», «горний» Иерусалим символизирует в христианской традиции Царство Божие, которого взыскует всякий верующий, и, таким образом, паломничество в Иерусалим приобретает новый, сакральный смысл - покаяния, восхождения к Богу. Вход Господень в Иерусалим часто рассматривается как прообраз Его восшествия на Небеса. Несмотря на это, Иерусалим земной и в новозаветные времена остаётся предметом обличения за отступление от Бога; Сам Господь плачет о нём (Мф. 23:37-39), предсказывая падение города и разрушение Храма.

В духовной традиции ислама Иерусалим является третьим по значению, после Мекки и Медины, городом. С ним связаны два ключевых события священного предания ислама: Исра - таинственное ночное перемещение пророка Мухаммеда из Мекки [Аллах «перенёс ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдалённейшую» (Коран 17:1)] и Мирадж - вознесение пророка Мухаммеда. Хотя некоторые мусульманские теологи полагают, что «мечеть отдалённейшая» находится на небе, по общепринятому у мусульман мнению, в этой суре имеется в виду Храмовая гора в Иерусалиме, на которой впоследствии и была воздвигнута мечеть Аль-Акса, являющаяся ныне третьей по духовному значению после мечети Аль-Харам в Мекке (смотри также Кааба) и мечети Пророка в Медине. В мечети Аль-Акса хранится камень, на котором, согласно преданию, отпечаталась стопа Иисуса Христа. В 687-691 годах по заказу халифа Абд аль-Малика в Иерусалиме была возведена мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы); внутри неё находится скала, с которой вознёсся пророк Мухаммед; на этой скале стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма и с неё, по иудейской традиции, началось творение, а также пещера, где Мухаммед ночевал и оставил на камне след от головы и волос из бороды. Мечети Аль-Акса и Куббат ас-Сахра ныне являются частью комплекса Харам аш-Шариф (Священный двор).

Предание повествует также о том, что в начале своей проповеди пророк Мухаммед молился, обратившись лицом к Иерусалиму, однако, убедившись в тщетности попыток обратить иудеев в новую веру, предписал поворачиваться во время молитвы лицом к Мекке (Коран 2:136- 139). Согласно мусульманским представлениям, сложившимся после завершения Корана, Страшный суд состоится в Иерусалиме и будет длиться тысячелетия. В Иерусалиме находятся также 40 праведников, благодаря благочестию которых на землю ниспосылаются дожди, предотвращается мор и т.п. В Коране Иерусалим и Палестина именуются Святой землёй пророков.

Кроме Храмовой горы, исламская религиозная традиция признаёт и некоторые христианские святыни в Иерусалиме, например, гробницу Марии.

Лит.: Носенко Т. В. Иерусалим. Три религии. Три мира. М., 2006.