Грамши Антонио

Грамши (Gramsci) АнтониоГРАМШИ (Gramsci) Антонио (23.1.1891, Алее, остров Сардиния - 27.4.1937, Рим), итальянский политический деятель, философ. В 1911-1914 годах учился в Туринском университете. В 1913 вступил в Итальянскую социалистическую партию (ИСП), примкнув к её левому крылу; в августе 1917 избран секретарём её Туринской секции. В 1919-20 руководил основанным при его участии еженедельником «L’Ordine Nuovo», где агитировал за создание фабрично-заводских советов, которые считал органом самоуправления рабочих, и выступал за союз промышленного пролетариата Севера с крестьянами Юга Италии. Сложившаяся вокруг «L’Ordine Nuovo» группа единомышленников Грамши после раскола ИСП на съезде в Ливорно (январь 1921) конституировалась как Итальянская коммунистическая партия (ИКП); Грамши был избран членом её ЦК. В 1922-23 в Москве в качестве представителя ИКП при Исполкоме Коммунистического интернационала; участвовал в 4-м конгрессе Коминтерна (1922); вместе с П. Тольятти избран руководителем ИКП (1923). После избрания в апреле 1924 депутатом итальянского парламента вернулся в Италию. В 1924 по его инициативе начала выходить ежедневная газета ИКП «L’Unità». В 1926 арестован и сослан на остров Устика, в 1928 приговорён Особым трибуналом к 20 годам тюремного заключения (в дальнейшем срок был сокращён по амнистии). Скончался в клинике в Риме через несколько дней после освобождения.

Реклама

В главном труде - «Тюремных тетрадях», созданных в 1929-35 годах в заключении (опубликованы в 1948-51) и написанных иносказательным языком (марксизм как «философия практики» и тому подобное), Грамши в полемике с фаталистическим экономическим детерминизмом (К. Каутский, Н. И. Бухарин) акцентировал громадную роль создаваемой интеллигенцией идеологии, системы «надстроек» (от рационализированных мировоззрений до неосознанных стереотипов повседневного мышления и поведения) в установлении, поддержании и разрушении «гегемонии» правящего класса. Власть последнего держится не только на принуждении, но и на согласии подчинённых групп и классов с его доминирующей ролью. Размышляя о специфике коммунистической революции на Западе в отличие от России, Грамши видел её в «переходе от манёвренной войны (и от фронтальной атаки)», то есть большевистской линии на насильственный государственный переворот, к «позиционной войне», целью которой должна стать «неслыханная концентрация гегемонии» в гражданском обществе, предполагающая прежде всего «духовное и моральное руководство» со стороны революционного класса «родственными или союзными» классами и социальными группами. Такое руководство достигается посредством распространения в обществе нового образа мысли и стиля жизни, этики и культуры, альтернативной господствующей идеологии и служащих формированию нового человека. Интеллигенция способна осуществить такую «интеллектуально-моральную реформу» общества, лишь будучи организована политической партией класса, претендующего на гегемонию (понятие «государь» из одноимённой работы Н. Макиавелли Грамши предлагал перевести на современный политический язык как «политическая партия»).

Идеи Грамши получили многообразное развитие в неомарксизме и других направлениях общественной мысли 2-й половины 20 века. В центре внимания современной политологии оказался описанный Грамши новый способ функционирования власти, осуществляющей управление массовым сознанием и поведением людей с помощью многообразных институтов гражданского общества - политических партий, общественных, культурных, религиозных, профессиональных организаций и средств массовой информации, не включённых прямо в аппарат государственной власти. Предпосылкой этого является формирование «органической интеллигенции» господствующего класса (менеджеров, социальных технологов, инженеров «индустрии культуры» и т.п.), вытесняющей традиционную «свободную» интеллигенцию. С 1989 года существует Международное общество Грамши.

Соч.: Opere. Torino, 1947-1971. Vol. 1-12; Избр. произв. В 3 т. М., 1957-1959; Quaderni del carcere. Torino, 1975. Vol. 1-4; Избр. произв. М., 1980; Искусство и политика. М., 1991. Т. 1-2; Тюремные тетради: В 3 ч. М., 1991.Ч. 1.

Лит.: Texier J. Gramsci et la philosophie du marxisme. Р., 1967; Buci-Glucksmann С. Gramsci et l’Etat. Р., 1975; Bobbio N. Gramsci е la concezione délia società civile. Mil., 1976; Григорьева И. В. Исторические взгляды А. Грамши. М., 1978; Adamson W. L. Hegemony and revolution: а study of А. Gramsci’s political and cultural theory. Berk., 1980; Bergami G. Gramsci communiste critico. Mil., 1981; Boggs С. The two revolutions: А. Gramsci and the dilemmas of Western Marxism. Boston, 1984; Finocchiaro М. А. Gramsci critico е la critica. Roma, 1988; Мушинский В. О. А. Грамши: учение о гегемонии. М., 1990; Грецкий М. Н. А. Грамши - политик и философ. М., 1991; Hobsbawm Е. Gramsci in Europa е in America. Roma, 1995; Images of Gramsci: connections and contentions in political theory and international relations. L., 2006; А. Грамши. Биобиблиографический указатель. М., 1981; Bibliografia gramsciana. Torino, 1991.

С. Н. Земляной.