Граффити

Граффити ГРАФФИТИ (итальянский graffiti - буквально царапины, от graffiare - царапать), в первоначальном значении - посвятительные, религиозные, магические, бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и тому подобное. Граффити в больших количествах находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира. Почти на всех древнерусских зданиях есть граффити; многочисленны в Софийских соборах Киева и Новгорода. Граффити содержат интересные лингвистические данные, отражающие живой язык древнего населения, пополняют сведения по палеографии. Граффити называют также современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро и тому подобное. Граффити либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, аэрозолем и др. Как проявление низового, «наивного» уличного творчества граффити привлекали внимание многих современных художников, стремившихся освободиться от условностей, навязанных профессиональной выучкой и традицией. Многие произведения Х. Миро и П. Клее близки по стилю к граффити; П. Пикассо особенно ценил в граффити предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характерного движения. Ж. Дюбюффе использовал приёмы граффити в своём «грубом искусстве» (смотри Ар брют). Граффити рисовали многие профессиональные художники; среди них - американцы Ж. М. Баскье и К. Херинг. Создатели граффити стремились украсить унылую среду городских окраин, покрывая крупномасштабной живописью поверхности глухих стен, бетонных ограждений и др. Для композиций граффити характерны экспрессия, яркая красочность, использование популярной символики.

Реклама

Лит.: Толстой Н. И. Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М.; Л., 1953; Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. К., 1966. Вып. 1; Рождественская Т. В. Древнерусские надписи на стенах храмов: новые источники XI-XV вв. СПб., 1992.

В. А. Крючкова (искусство).