Голосовкер Яков Эммануилович

ГОЛОСОВКЕР Яков Эммануилович [23.8(4.9).1890, Киев - 20.7.1967, Москва], российский философ и филолог. Родился в семье хирурга. Окончил классическое и философское отделения историко-филологического факультета Киевского университета (1918). В 1922 году в Берлине слушал лекции У. фон Виламовица-Мёллендорфа. В 1919-29 годах преподавал в различных средних и высших учебных заведениях. Печатался с 1913 года. С конца 1920-х годов переводил античных лириков, немецких поэтов и философов («Смерть Эмпедокла» Ф. Гёльдерлина, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше и др.). Арестован в 1936 году, три года провёл в лагере под Воркутой (1936-39), в 1939-42 в ссылке в г. Александров. С 1944 года стал центральной фигурой Горацианского кружка, куда входили Б. Л. Пастернак, А. А. Тарковский, И. Л. Сельвинский и др. В «Сказаниях о титанах» (1955), исходя из своей концепции двух фаз в развитии греческой мифологии, Голосовкер попытался воскресить «подлинную» доолимпийскую - титаническую - мифологию; в интересе к хтонической стороне греческой религии сказалось влияние Ницше, однако, восприняв его символику, Голосовкер во многом переосмыслял её («Сказание о кентавре Хироне», 1961). В сочинении «Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом "Братья Карамазовы" и трактатом Канта "Критика чистого разума"» (1963), противопоставляя Ф. М. Достоевского как «символ ума, исходящего из душевной глубины, из этики горячего сердца» и И. Канта как «символ морали, исходящей из теоретического ума, из интеллекта» (там же, с. 97-98), Голосовкер усматривал в образах романа различные варианты преодоления кантовских антиномий.

Реклама

В создававшемся в 1928-36 годах философском трактате «Имагинативный абсолют» Голосовкер считал «имагинацию», творческое воображение высшим человеческим «инстинктом», в своём стремлении к бессмертию создающим вечные вневременные формы культуры, «смыслообразы» искусства и философии («имагинативный абсолют»). Наиболее полное воплощение имагинация получает в мифе с его особой, чисто смысловой логикой; так, варьируемый в разных мифах смыслообраз (например, «зрение - слепота»), исчерпывая в их совокупности все свои логически возможные трансформации, тем самым замыкает это движение по «кривой смысла» в круг («Логика мифа», 1987).

Соч.: Миф моей жизни // Вопросы философии. 1989. № 2; Сожженный роман // Дружба народов. 1991. № 7; Засекреченный секрет: Философская проза. Томск, 1998; Антология античной лирики в русских переводах. Лирика Эллады. М., 2006. Кн. 1-2 (сост.).

Лит.: Брагинская Н. В. Слово о Голосовкере // Философия не кончается... Из истории отечественной философии XX в. М., 1998. Кн. 1.

Ю. А. Угольников.