Глушковский Адам Павлович

Глушковский Адам ПавловичГЛУШКОВСКИЙ Адам Павлович (1793 - около 1870), российский артист балета, хореограф, педагог. Воспитывался в доме Ш. Л. Дидло. В 1809 году окончил Петербургскую балетную школу (педагоги И. И. Вальберх, Дидло). В 1808-11 танцевал на петербургской сцене; в 1812 году переведён в Москву на положение первого танцовщика. Получил известность, исполнив партию Зефира в балете «Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным» К. А. Кавоса. Глушковский сочетал виртуозную танцевальную технику с драматической выразительностью. Однако серьёзные травмы ноги и спины вынудили его перейти на пантомимные и характерные роли: Язон («Медея и Язон» Ж. Ж. Родольфа), Рауль («Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» Кавоса) и др. В 1831 году оставил сцену. В 1812-39 годах руководитель балетной школы и главный балетмейстер Большого театра (Москва). Во время Отечественной войны 1812 года вывез балетную школу из Москвы, тем самым сохранив её, а по возвращении возродил и школу, и труппу. Поставил 20 балетов-дивертисментов («1 мая, или Гулянье в Сокольниках» на музыку С. И. Давыдова, «Торжество россиян, или Бивак под Красным» на сборную музыку, оба 1816), в которых пропагандировал национальный фольклор, дав образцы театрализации русских народных плясок. Ставил многоактные балеты-мелодрамы на музыку, подобранную капельмейстером М. Ф. Керцелли («Развратный, или Вертеп разбойников», 1814). Перенёс на московскую сцену 14 балетов Дидло; свободолюбивые мотивы раннего романтизма в его трактовке приобрели особую остроту («Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» Ф. М. А. Венюа, 1819). Значительной заслугой Глушковского является создание спектаклей по мотивам произведений русской литературы. Первым опытом была постановка балета на сюжет А. С. Пушкина «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца (1821; Глушковский в партии Руслана). Эффектное феерическое зрелище со множеством сценических чудес (превращения, провалы, полёты и т.п.) не сходило с московской сцены в течение 10 лет; в 1824 году перенесено в Санкт-Петербург. К романтичной балетной пушкиниане Глушковского примыкает балет «Три пояса, или Русская Сандрильона» на музыку  Шольца (по мотивам сказки В. А. Жуковского, 1826).

Реклама

Соч.: Из воспоминаний о знаменитом хореографе К. Л. Дидло // Москвитянин. 1856. Т. 1. Кн. 4; Воспоминания балетмейстера / Вступ. ст. Ю. Слонимского. Л.; М., 1940.

Лит.: Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.; М., 1958; Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., 1959.

В. М. Красовская.