Гильдии

ГИЛЬДИИ (немецкий Gilde - корпорация, объединение, от древнегерманской Gelt - платёж, пожертвование),

1) добровольные религиозные, торгово-ремесленные, политические и прочие корпорации и союзы в средневековой Европе;

2) в узком смысле - объединения купцов, иногда ремесленников. Отражая частные особенности и специфику принципа объединения, могут соответствовать латинским confratria, consortium, fraternitas, societas, coniuratio, amicitia.

Гильдии как социальные объединения возникали на основе соглашения (convenientiae), обладали собственным уставом (consuetude), действуя в рамках обычного права. Представляли собой структуры, имевшие направленный социальный смысл взаимозащиты и социального обеспечения. В соответствии с этим гильдии создавались для взаимопомощи в случае пожара, кораблекрушения, обнищания и т.п. В 6-7 веках в гильдии объединялось территориальное духовенство (coniurationes clericorum), ранние гильдии существовали в Англии (688-726). Старейший документ, касающийся гильдии, датируется 779 годом. При Каролингах они существовали в сельской местности, объединяя светских и духовных лиц, мужчин и женщин. В 9 веке гильдии создавались в целях обороны от викингов, укрепления населённого пункта и поддержания порядка в регионе. К началу 11 века начали складываться гильдии как купеческие корпорации, существование которых документально подтверждается около 1020 года (Англия, Германия, Фландрия, Франция). В континентальной Европе старейшим полученным гильдии статутом является устав гильдии в Сент-Омере (Франция, конец 11 века). В средневековом городе гильдия как объединение горожан получила новый импульс развития. Новые типы городской гильдии возникали главным образом у торговцев и ремесленников (Цехи в средние века). Обычно они возглавлялись старейшиной, несколькими помощниками и выборным советом. Распространённым видом средневековой гильдии были религиозные братства. В течение 10-13 века их число непрерывно росло, в 14-15 веках они были многочисленны во всех европейских городах. В Кёльне их насчитывалось около 80, в Любеке - около 70, а в Гамбурге - свыше 100. Каждая гильдия выбирала своим покровителем определённого святого и нередко называлась по его имени. Особые формы гильдии, связанные с обеспечением обороны города и охраной внутреннего порядка, существовали в позднем Средневековье (стрелковые гильдии). Как отдельные формы гильдии могут рассматриваться рыцарские общества и аналогичные объединения городского патрициата (Братство Сантьяго в Бургосе, 14-16 века). Члены купеческой гильдии объединялись по принципу коммерческой специализации, связанной либо с регионом торговых связей («фризская гильдия», 11-13 века, «парижские торговцы по воде»), либо с товаром («торговцы текстилем» и пр.) в рамках одного, а впоследствии нескольких городов (немецкая Ганза). Они сообща обеспечивали охрану товаров, страхование объединённых в гильдии участников и товаров, добивались получения правовых и таможенных льгот. Гильдии  закрепляли за собой монополию на продажу привозимых товаров, гарантируя тем самым наиболее выгодную их реализацию. Возможность вступления в гильдию, первоначально свободная, со временем стала ограничиваться. В позднем Средневековье гильдии, представлявшие собой тип средневековой корпорации, начали уступать место другим формам купеческих объединений - торговым компаниям. Ныне термином «гильдия» пользуются союзы творческих работников (гильдии киноактёров и др.), адвокатов и иных профессий.

Реклама

О гильдии в России смотри Гильдии купеческие.

Лит.: Wilda W. Das Gildenwesen im Mittelalter. В., 1831. Aalen, 1964; Pappenheim М. Die altdänischen Schutzgilden. Breslau, 1885; Gross Ch. The gild merchant. Oxf., 1890. Vol. 1-2; Weider М. Das Recht der Deutschen Kaufmannsgilden des Mittelalters. Breslau, 1931; Black А. Guilds and civil society in European political thought from the twelfth century to the present. L., 1984; Gilden und Zünfte. Kaufmännische und gewerbliche Genossenschaften im frühen und hohen Mittelalter / Hrsg. von В. Schwineköper. Sigmaringen, 1985; Anz С. Gilden im mittelalterlichen Skandinavien. Gött., 1998.