Габо Наум

ГАБО (Gabo) Наум [псевдоним с 1915; настоящие имя и фамилия Наум Абрамович (Борисович) (Неемия Беркович) Певзнер] [5(17).8.1890, Климовичи близ Брянска - 23.8.1977, Уотербери, штат Коннектикут], российский и американский скульптор, график, теоретик искусства. Брат А. Певзнера. Вначале самостоятельно занимался живописью (Автопортрет, около 1907-10, собрание семьи художника). В 1910-14 годах учился в Мюнхене: в университете, где слушал лекции Г. Вёльфлина по истории искусства, и одновременно в Высшей технической школе. В 1913 году путешествовал по Италии. В годы 1-й мировой войны жил в Копенгагене и Осло. Тогда же исполнил первые скульптурные работы («Конструктивная голова», металл, 1916, различные варианты). В марте 1917 года вернулся в Россию вместе с братом; в 1920 - совместно с Г. Г. Клуцисом они организовали однодневную выставку на Тверском бульваре, к которой был приурочен выпуск «Реалистического манифеста»; его тезисы дают основание считать их, наряду с В. Е. Татлиным и А. М. Родченко, родоначальниками конструктивизма. В 1920-21 годах Габо сконструировал «Колонну» - пространственную композицию из прозрачных стеклянных плоскостей, металла, дерева и пластмассы (модель из целлулоида - галерея Тейт, Лондон; в увеличенном масштабе - Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк, и др.).

Реклама

Габо  НаумС 1922 года жил в Берлине, где сблизился с В. В. Кандинским, П. Клее, В. Гропиусом; вошёл в авангардистское объединение «Ноябрьская группа» и примкнул к объединению «Де Стейл»; выступал с докладами, участвовал в авангардистских выставках в Германии и Голландии. С начала 1920-х годов Габо полностью отошёл от фигуративности. Движущиеся элементы вошли составной частью в конструкцию модели «Монумент» для Института физики и математики в Берлине (1923-25). В 1927 году совместно с А. Певзнером оформил в конструктивистском стиле балет «Кошечка» А. Соге для Русского балета Дягилева. В 1931-м Габо участвовал в конкурсе проектов Дворца Советов в Москве. В 1933-35 годах работал в Париже, стал одним из членов художественной ассоциации «Абстракция-Творчество». В 1936-46 годах жил в Англии; создал большую серию прозрачных рельефов и объектов, интерпретировавших пластические темы сферы и спирали («Линеарная конструкция в пространстве», 1942-43, галерея Тейт, и др.). Позднее приступил к созданию композиций, основанных на изогнутых и строго геометризированных формах; в них сочетались разнородные материалы (алюминий, бронза, сталь, гранит, зеркало, золотая проволока, акрил и т.п.). Большое влияние на европейских скульпторов оказали «струнные скульптуры» Габо: применение проволоки, натянутой на каркас, создавало эффект полупрозрачных, просвечивавших сквозь друг друга материализованных структур. В 1946 году переехал в США; исполнил ряд заказов - конструкции, барельефы и скульптуры для Музея искусств в Балтиморе (1950-1951), Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке (1956), для здания «Бейенкорф» в Роттердаме (высота конструкции около 25 м; 1956-57), Национальной галереи в Берлине (1973) и др.; проект «Монумента неизвестному политзаключённому» (модель - 1952, галерея Тейт). В 1962 году приезжал в СССР. В 1960-70-е годы обратился к живописи и ксилографии. Преподавал в Архитектурной школе Гарвардского университета (профессор в 1953-54); читал лекции на архитектурных факультетах.

Соч.: А retrospective view of constructive art // Three lectures on modern art. N. Y.; L., 1948. N. Y., 1971; Of divers arts. L., 1962.

Лит.: N. Gabo: the constructive process. L., 1976; N. Gabo: sixty years of constructivism. Munich., 1985; N. Gabo: ein russischer Konstruktivist in Berlin, 1922-1932. В., 1989; Певзнер А. Дорога по обочине. М., 1992; Коган Д. Н. Габо и А. Певзнер - скульпторы-конструктивисты // Евреи в культуре Русского Зарубежья: Сб. статей, публикаций, мемуаров и эссе. Иерусалим, 1993. Т. 2; Hammer М., Lodder С. Constructing modernity. The art and carrer of N. Gabo. New Haven; L., 2000; Gabo on Cabo. Texts and interviews. Forest Row, 2000.

А. С. Шатских.