Евреинов Николай Николаевич

Евреинов Николай Николаевич ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич [13(25).2.1879, Москва - 7.9.1953, Париж], российский режиссёр, драматург, теоретик и историк театра. Из рода Евреиновых. В 1901 году окончил Санкт-Петербургское училище правоведения. Служил в 1901 в Министерстве юстиции, в 1901-1914 в Министерстве путей сообщения. В 1901-1905 учился теории композиции в Санкт-Петербургской консерватории по классу Н. А. Римского-Корсакова, изучал философию в Санкт-Петербургском университете под руководством профессора А. И. Введенского. Дебют Евреинова-драматурга состоялся в петербургском Александринском театре (одноактная драма «Стёпик и Манюрочка», 1905); почти одновременно его пьесы ставились в Новом театре Л. Б. Яворской (где Евреинов выступил и как актёр), в петербургском Малом театре А. С. Суворина. Как организатор (совместно с Н. В. Дризеном, 1907-1908) и главный режиссёр (1911-12) Старинного театра он поставил перед собой задачу реконструкции театральных систем прошлого [первый сезон был посвящён различным жанрам средневекового репертуара: моралите «Нынешние братья», пастораль «Игра о Робене и Марион», миракль «Действо о Теофиле», «Очень весёлый и смешной фарс о шапке-рогаче» и др.; второй - испанскому «золотому веку»: «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе Ф. де Веги Карпьо, «Два болтуна» М. де Сервантеса, «Чистилище святого Патрика» П. Кальдерона де ла Барки, «Благочестивая Марта» Тирсо де Молины, и др.]. Представления вызвали большой общественный резонанс, будучи результатом органического соединения научного и художественного подхода к сценическому искусству. Среди сотрудников театра - М. М. Фокин, И. А. Сац, М. В. Добужинский. В 1908 году Евреинов был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в её петербургский театр, где в спектакле «Франческа да Римини» Г. Д’Аннунцио впервые применил сценический «принцип монодрамы», показав события глазами главной героини. Теория монодрамы была им окончательно оформлена в реферате «Введение в монодраму». Совместно с Ф. Ф. Комиссаржевским Евреинов организовал «Весёлый театр для пожилых детей» (1909), где были поставлены произведения Козьмы Пруткова и арлекинада Евреинова «Весёлая смерть».

Реклама

Литературная и театральная известность Евреинова в 1910-е годы усиливалась экстравагантностью его поведения, чередой эпатирующих выступлений, парадоксальностью оценок и суждений, театрализацией собственной жизни. Был популярен как пародист; один из активных участников представлений петербургского артистического подвала «Бродячая собака» и его преемника - «Привала комедиантов». Успех Евреинова в жанре театральной миниатюры и пародии привёл к приглашению его в качестве главного режиссёра в театр «Кривое зеркало» (1910-14), сотрудничество с которым он продолжал до 1916; поставил около 100 миниатюр и пьес (14 - собственных, в том числе «Школа этуалей», 1911; «Кулисы души», 1912; «Кухня смеха», 1913; «Четвёртая стена», 1915). В это же время Евреинов издал работы по философии театра, в которых сформулировал концепцию «театрократии» и тотальной «театрализации жизни»: «Театр как таковой» (1912), трилогия «Театр для себя» (1915-17), сборник «Pro scena sua. Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы театра» (1915). Метод Евреинова состоял в распространении законов театра на любые жизненные процессы; в открытии мирового единства, строящегося по законам театра. В 1910-14 много путешествовал по Европе и Азии, предпринял фольклористическую экспедицию по России с целью изучения обрядового театра; в результате появился цикл исследований, опубликованный в 1920-е годы: «Происхождение драмы. Фольклористический очерк» (1921),«Первобытная драма германцев» (1922),«Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов» (1924) и др.

В годы Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1917-22 гастролировал по России с лекциями и спектаклями. В 1920 возглавил постановку и организацию массового зрелища «Взятие Зимнего дворца», которое стало клишированным образом революции, позднее воспроизведённым С. М. Эйзенштейном при съёмках фильма «Октябрь» (1927). В театре «Вольная комедия» впервые была поставлена философская арлекинада Евреинова «Самое главное» (режиссер Н. В. Петров, 1921). В 1925 году эмигрировал, жил во Франции. В Париже ставил оперные спектакли в Русской частной опере М. Н. Кузнецовой (1929-30), создал (совместно с Е. Н. Рощиной-Инсаровой) Театр русской драмы (1943-44), поставил ряд спектаклей в театре Ж. Копо «Вьё-Коломбье», организовал «Объединение русских артистов» (1935). Режиссировал оперные и драматические спектакли также в Пражском национальном театре (1935), участвовал в подготовке программ эмигрантских театров миниатюр - «Летучая мышь» (1928, 1937) и «Бродячие комедианты» (1934), работал в Сорбонне со студентами над реконструкцией спектаклей средневекового театра (1934-35). В 1945 выступал на французском радио с циклом передач о выдающихся деятелях русской культуры - К. С. Станиславском, Римском-Корсакове, А. Я. Таирове, М. М. Зощенко, В. В. Маяковском и др. Последнее публичное выступление состоялось на вечере, посвящённом МХАТу (1948). В 1953 опубликовал в Нью-Йорке фундаментальный труд - «История русского театра». Автор пьес: «Чему нет имени» (1937, опубликована в 1963), «Шаги Немезиды» (1939, опубликована в 1956), «Граждане второго сорта» (1950) и др. Театральные идеи Евреинова предвосхитили многие теории и практики 20 века - «театр жестокости» А. Арто, «бедный театр» Е. Гротовского, концепцию «чистой формы» С. И. Виткевича и др.

Соч.: Введение в монодраму. СПб., 1909; История телесных наказаний в России. СПб., 1913; Драматические соч. СПб.; П., 1908-1923. Т. 1-3; Театр и эшафот. К вопросу о происхождении театра как публичного института // Мнемозина. Документы и материалы по истории русского театра XX в. М., 1996; В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». М., 1998; Демон театральности. М.; СПб., 2002; Тайные пружины искусства. Статьи по философии искусства, этике и культурологии. М., 2004; Оригинал о портретистах. М., 2005; Двойной театр: Сб. пьес. М., 2007.

Лит.: Зноско-Боровский Е. А. Русский театр начала XX в. Прага, 1925; Казанский Б. В. Метод театра: (Анализ системы Н. Н. Евреинова). Л., 1925; Golub S. Evreinov. The theatre of paradox and transformations. Ann Arbor, 1984; Carnice S.М. The theatrical instinct. N. Evreinov and the Russian theatre of the early twentieth century. N. Y., 1989; Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий. М., 1990. Т. 1-2; Тихвинская Л. И. «Кривое зеркало» и монодрама // Мир искусств: Статьи. Беседы. Публикации. М., 1991; Бабенко В. Г. Арлекин и Пьеро: Н. Евреинов, А. Вертинский. Екатеринбург, 1992; Иванов В. В. «Милый лектор», он же - «Современный маркиз де Сад» // Мнемозина. Документы и материалы из истории русского театра XX в. М., 1996. [Вып. 1]; он же. От ретеатрализации театра к театральной антропологии // Театр XX в. Закономерности развития. М., 2003; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. М., 1997; Танюк Л. Даешь Евреинова! или Крикливый шут ее величества жизни // Евреинов Н. Н. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». М., 1998; Маковский С. На Парнасе Серебряного века. М., 2000; Максимов В. Философия театра Н. Евреинова // Евреинов Н. Н. Демон театральности. М.; СПб., 2002; Литаврина М. Г. Русский театральный Париж: [20 лет между войнами]. СПб., 2003.

Г. А. Вострова.