Евангелие

ЕВАНГЕЛИЕ [греческий εύαγγέλιον - благая (добрая) весть], в христианстве, проповедь Иисуса Христа о наступлении Царства Божия и проповедь апостолов о спасительном действии Бога через Мессию; общее наименование историй (изначально устных) о земном служении, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, на основании которых был выработан одноимённый литературный жанр. Со 2 века термин «Евангелие» употребляется в узком смысле по отношению к четырём каноническим Евангелиям (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; смотри Евангелисты), по древней традиции выделяемым из состава Нового Завета в особую книгу для богослужебного употребления (Четвероевангелие).

У древнегреческих авторов, начиная с Гомера, слово «Евангелие» означало «награду за благую весть» или «известие о победе». В таком же значении оно употребляется в переводе книг Ветхого Завета на греческий язык (Септуагинте; смотри Библия) - всегда во множественном числе или в женском роде и во всех случаях без религиозного наполнения. В римской практике культа императоров «Евангелием» называлась устная весть о рождении наследника или вступлении императора на престол.

Реклама

Слово «Евангелие», вероятно, использовали Сам Иисус Христос и Его первые ученики в связи с исполнением ветхозаветных пророчеств о спасении и воцарении Бога (Ис. 40:9, 52:7, 61:1; Иоил. 2:32 и др.).

В христианском смысле самое раннее употребление слова «Евангелие» зафиксировано в Посланиях апостола Павла (например: 1 Кор. 9:14, 15:1; Флп. 4:15; Рим. 1:1), а также в Евангелии от Матфея и от Марка (например: Мк. 1:1, 14-15; Мф. 4:23; у Луки оно встречается только в глагольной форме; у Иоанна не употребляется, в качестве синонимов используются слова «жизнь» или «вечная жизнь»). У Марка «Евангелием» впервые называется письменное провозвестие об Иисусе Христе. Согласно апостолу Павлу, Евангелие не только говорит о спасении, но и само обладает спасительной силой, преображающей жизнь.

В церковном предании подчёркивается, что Евангелие одно, хотя принимаемых Церковью текстов четыре. Эта мысль выражается и в заглавии канонических Евангелиях, в которых перед именами евангелистов используется греческий предлог ϰατά (буквально - по, в версии; в славянской традиции - «от», из-за вводной фразы при чтении за богослужением), подчёркивающий, что они не являются авторами текста в обычном смысле слова, а передают Благую весть от Бога, являющегося истинным автором.

В самых древних рукописях имена евангелистов не указаны вовсе (впервые они появляются в свидетельствах христианских писателей 2 века).

Три Евангелия (от Матфея, от Марка и от Луки), имеющие множество общих мест и сходный порядок изложения событий, называются синоптическими (от греческого ςύνοψις - общий обзор, взгляд). Они - древнейшие из всех Евангелий и обладают апостольским авторитетом (считается, что Марк и Лука воспроизвели проповеди апостолов Петра и Павла, а Матфей и Иоанн изложили всё как очевидцы). Современной наукой эти Евангелия рассматриваются как исторически достоверные описания жизни и учения Иисуса из Назарета. Однако точные даты их составления неизвестны. Большинство учёных датируют синоптические Евангелия временем либо незадолго до начала иудейского восстания против Рима (66-73) (консервативные учёные), либо 70-80-ми годами 1 века (умеренно либеральные учёные). Евангелие от Иоанна обычно датируется концом 1 века.

Степень и характер сходства у трёх Евангелий позволяют говорить об их литературной зависимости друг от друга. Но вопрос о том, какое из Евангелий было составлено первым, до сих пор не получил однозначного решения. В церковном предании, восходящем ко 2 веку, первым называется Евангелие от Матфея, который написал его на еврейском языке. В современной библеистике большинство учёных признаёт приоритет Евангелия от Марка. Многие исследователи поддерживают гипотезу использования Матфеем и Лукой, помимо Марка, ещё одного текста, который принято называть Q (от немецкого Quelle - источник).

Помимо канонических, известно множество апокрифических Евангелий, в которых содержатся слова и откровения, якобы принадлежащие Иисусу Христу, а также фантастические рассказы о Его детстве и служении. Их достоверность отвергается как Церковью, так и современной наукой, хотя существование независимо передаваемых изречений Иисуса Христа (так называемая аграфа) признаётся всеми, в том числе и в составе этих Евангелий.

Лит.: Иисус и Евангелия: Словарь / Под редакцией Дж. Грина и др. М., 2003; Глубоковский Н. Н. Лекции по Священному Писанию Нового Завета. М., 2006.

А. А. Ткаченко.