Джойс Джеймс

Джойс (Joyce) ДжеймсДЖОЙС (Joyce) Джеймс (Джеймс Августин Алоизиус) (2.2.1882, Ратгар, пригород Дублина - 13.1.1941, Цюрих), ирландский писатель. Писал на английском языке. Родился в семье обедневшего налогового служащего. После учёбы в иезуитских колледжах (Клонгоус-Вуд, 1888-92; Белведер, 1893-97) разочаровался в католицизме; окончил Дублинский университетский колледж (1902), где изучал английскую, французскую, итальянскую литературы. После посещения Парижа (1903-04) преподавал английский язык, служил в банке в Риме. В 1912 году последний раз посетил Ирландию. 1-ю мировую войну провёл в Цюрихе. В 1920-1940 годах жил в Париже, общался с Э. Паундом, Э. Хемингуэем, В. Ларбо, а также с С. Беккетом, который в 1935-37 годах был его секретарём. Джойс с детства писал стихи и прозу; в студенческие годы находился под влиянием Г. Ибсена, Г. Гауптмана, У. Б. Йейтса, Г. Д’Аннунцио. Как начинающий автор Джойс был поддержан деятелями Ирландского возрождения, хотя и отвергал их идею национального искусства.

Реклама

Первая публикация Джойса - статья «Новая драма Ибсена» («Ibsen’s new drama», 1900). Ранняя поэзия вошла в сборник «Камерная музыка» («Chamber music», 1907), одно из стихотворений которого Э. Паунд включил в первую антологию имажизма (1914). Новеллы Джойса на тему городской повседневности составили книгу «Дублинцы» («Dubliners», 1905, опубликована в 1914, русский перевод 1927), долго не печатавшуюся из-за необычности композиции и стилистики (фрагментарность, проявившаяся в пунктирно очерченном образе города; синтез натуралистического повествования с ритмизованной прозой, символистскими «озарениями»). Автобиографический роман «Портрет художника в юности» [«А portrait of the artist as а young man», около 1906, журнальная публикация, 1914-15, книжная публикация, 1916, русский перевод 1976; уцелевшие главы 1-го варианта, имевшего название «Стивен герой» («Stephen hero»), опубликован в 1944] - о становлении писателя, жертвах (семья, нация, католическая вера), принесённых им ради предельной свободы творчества. Главное произведение Джойса - роман «Улисс» («Ulysses»; начат в 1900-е годы, печатался в США в авангардистском журнале «Little Review» в 1918-20, издание приостановлено цензурой; полностью опубликовано в Париже в 1922 году; публикация фрагментов в СССР, 1935-36; русский перевод 1989; переработано в 1993). Один день из жизни Дублина (16.6.1904 - дата встречи Джойса с будущей женой) предстаёт в романе как матрица европейской культуры: он дан через поток сознания персонажей, в котором на основе поэтических ассоциаций, лейтмотивной техники, «киномонтажа» сочетаются детали быта, физиологические подробности, сны, фрагменты уличной речи, заголовки газет, и др. Библейские и литературные (Гомер, Ф. Рабле, У. Шекспир и др.) аллюзии, пародийное отображение высокого и трагического в низком и комическом позволяют Джойсу представить трёх основных героев романа как архетипические фигуры отца, матери и сына, а Дублин - как город «современного апокалипсиса». С 1924 года Джойс печатал фрагменты экспериментального бессюжетного романа «Поминки по Финнегану» [буквально - «Пробуждение Финнегана» («Finnegan’s Wake», 1939)], где Джойс, используя сложные языковые каламбуры (на материале древних и новых языков), трактует сны «простого человека» и членов его семьи как отображение мифов о смерти, воскресении, инкарнации, идей круговорота истории, всемирной метаморфозы.

Поэтика Джойса, в которой новаторски обыгрывается конфликт сознательного и бессознательного, реализуются возможности метода «свободных ассоциаций», мифопоэтики, эпатажного пародирования сакрального профанным, оказала сильное влияние на модернистскую и постмодернистскую литературу (У. Фолкнер, С. Беккет, Х. Л. Борхес, В. В. Набоков и др.), а также на кинематограф (С. М. Эйзенштейн, Л. Буньюэль и др.).

Соч.: Letters. L.; N. Y., 1957-1966. Vol. 1-3; Собр. соч. М., 1993-1994. Т. 1-3; Стихотворения. М., 2003.

Лит.: Groden М. «Ulysses» in progress. Princeton, 1977; Ellmann R. J. Joyce. N. Y.; Oxf., 1982; Хоружий С. С. «Улисс» в русском зеркале. М., 1994; Mahaffey V. Reauthorizing Joyce. 2nd ed. Gainesville, 1995; Tindall W. Y. А reader’s guide to «Finnegan’s wake». Syracuse, 1996; Корнуэлл Н. Джойс и Россия. СПб., 1998; Rabaté J.-М. J. Joyce and the politics of egoism. Camb., 2001; The Cambridge companion to J. Joyce. 2nd ed. Camb., 2004; Эко У. Поэтика Джойса. СПб., 2006.

В. М. Толмачёв.