Джакарта

ДЖАКАРТА (Jakarta, Djakarta), столица и крупнейший город Индонезии; выделен (1966) в особый столичный район, приравненный по статусу к провинции. Население 8568,8 тысяч человек (2007; 115 тысяч в 1900, 1432 тысячи в 1950, 8389,4 тысяч в 2000); около 6% населения - этнические китайцы «хуацяо». Образует городскую агломерацию с населением 18267,2 тысяч человек - свыше 8% общей численности населения страны (2007; 13,1 миллионов человек в 1990, 16,0 миллионов человек в 2000); крупнейшие города агломерации: Бекаси, Тангеранг, Цепок, Богор. Особый столичный район Джакарты вместе с прилегающими округами провинции Западная Ява (Богор, Тангеранг, Бекаси) образуют так называемый мегалополис Джаботабек с населением свыше 23 миллионов человек (2007). Расположен на северо-западе острова Ява, на прибрежной низменности, при впадении реки Чиливунг в бухту Джакарта Яванского моря (включает  острова Серибу).

Джакарта

Джакарта - главный политический, экономический и культурный центр страны. Крупнейший узел железных (3 луча железнодорожных линий) и автомобильных дорог. Главный морской порт Индонезии - Танджунг-Приок (грузооборот около 20 миллионов тонн в год; около 1/3 стоимости экспорта и свыше 1/2 импорта страны в начале 21 века). Международный аэропорт Сукарно-Хатта, аэропорт Халим-Перданакусума.

Реклама

Поселение на месте Джакарты существовало предположительно с 5 века. В 1527 году после победы, одержанной на этом месте султаном Бантама над португальцами, расположенное там селение Сунда-Келапа было присоединено к Бантаму и получило название Джаякерта (в переводе с малайского - «город благополучной победы»). В начале 17 века селение разрушено голландцами, которые в 1619 выстроили на его месте крепость, названную Батавией. Выросший вокруг неё город в 1621 получил то же название. До 1732 там располагалась резиденция генерал-губернатора нидерландской Ост-Индской компании, впоследствии нидерландской государственной колониальной администрации. В 1811-16 город контролировался англичанами. С начала 20 века Батавия становится крупнейшим центром индонезийского национально-освободительного движения. 17.8.1945 здесь была провозглашена независимость Индонезии со столицей в Батавии. В 1946 из-за начатых колонизаторами военных действий столица была временно перенесена в Джокьякарту, в 1949 вновь возвращена в Батавию, переименованную в Джакарту.

Джакарта Город развивался с севера на юг, что отразилось на его планировке. Исторический центр (близ морского побережья) сохраняет многие черты голландской колониальной архитектуры (район Кота с каналом Кали-Бесар: дома 17-18 века, Пенангские ворота, 1671; португальская церковь, 1693-96; дом генерал-губернатора, 1708; Старая ратуша, 1710-12) и традиционные индонезийские застройки (расположенные к северу от Коты район Пасар-Икан и гавань Сунда-Келапа). С юга к историческому центру примыкает китайский квартал Глодок; далее к югу расположен правительственный и деловой район (площадь Свободы с Дворцом президента в стиле неоклассицизма). Ещё южнее находится современный деловой центр - так называемый Золотой треугольник. Вдоль главной планировочной оси Джакарты сосредоточены жилые районы. Значительная часть города занята кварталами одноэтажных жилых домов сельского типа (кампунгами). Среди построек 2-й половины 20 - начала 21 века: Министерство иностранных дел (1958), спортивный комплекс (1956-62, архитектор Р. И. Семерджиев и др.), госпиталь (1962-63, архитектор Л. А. Гришаев); мечети Истикляль (1984, архитектор Ф. Силабан), Нурул-Худа (2000, архитектор Р. Мартунус); офисное здание Дхармала-Груп (1986, архитектор П. Рудольф), здание банка Табунган-Негара (1992), здание парламента, Индонезийский культурный центр (2001, архитектор А. Матин). Национальный монумент независимости (бронза, 1961-1975, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин) на площади Свободы.

Научные исследования в Джакарте ведут Институт малярии (1920), Центральный институт исследований проказы (1935), Индонезийский институт научных исследований (1967), Центральный исследовательский институт садоводства, Индонезийский институт механики, Национальный исследовательский центр археологии и др. Национальная академия театра (1955). В Джакарте находится свыше 100 высших учебных заведений, в том числе Индонезийский университет (1950), университет Трисакти (1965), университет Тербука (1984), Национальный технологический институт; среди частных вузов - университет имени 17 августа 1945 (1962), исламский (1951) и католический (1960) университеты и др. Библиотека политической и социальной истории (1952), Национальная библиотека (1980). Музеи: Национальный исторический (основан в 1778; археологическое, этнографическое, художественное собрание), Вооруженных сил Индонезии (1972), истории Джакарты (1974; в здании 1627), Ваянга (кукол; 1975), изящных искусств (1976), морской (1977), исторический, традиционной индонезийской архитектуры «Таман Мини», текстиля и др. Национальная галерея (1958). Театры: «Кома», «Кечил», «Мандири», «Популер», «Бенгкел», «Лисендра Буана», «Лембага» и др. Проводится кинофестиваль стран Азии и Африки. Один из крупнейших стадионов мира «Гелора Бунг Карно» (около 100 тысяч мест). В 1962 году в Джакарте проходили Азиатские игры, в 1979, 1987 и 1997 - Игры стран Юго-Восточной Азии.

Джакарта Особый столичный район Джакарты в середине 2000-х годов производит свыше 15% ВВП страны, аккумулирует около 20% объёма прямых иностранных инвестиций в экономику Индонезии. В структуре ВРП Джакарты отрасли сферы услуг составляют около 65% (2004; в том числе 23% - торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, 22% - финансы и бизнес-услуги, 9% - транспорт и связь, 11% - прочие отрасли, включая обслуживание государственного аппарата), промышленность - около 23% (в том числе электроэнергетика, водо- и газоснабжение - 1,5%), строительство - 12%. В сфере услуг занято 77% работающих (в том числе в торговле - 35%), в промышленности - 17%, в строительстве - 6%. В структуре экономики пригородов Джакарты (округа Бекаси, Богор, Тангеранг) на сферу услуг приходится 49% ВРП (2004; в том числе на торговлю - 26%, транспорт - 9%, образование, здравоохранение и другие отрасли - 14%), промышленность - 27%, строительство - 8%, сельское хозяйство - 16%.

Сфера услуг Джакарты аккумулирует до 9/10 всего объёма инвестиций, направляемых на развитие экономики особого столичного района. В Джакарте расположены высшие органы исполнительной, законодательной и судебной власти страны. Джакартская фондовая биржа (1951) занимает 2-е место в Юго-Восточной Азии (после Сингапурской) по объёму торгов. В Джакарте находятся: головные офисы ведущих индонезийских банков - Банк Индонезии (центральный банк страны), «Mandiri» (крупнейший в стране по размерам активов - около 25 миллиардов долларов, 2005), «Lippo Banking Group», «Danamon», «Bank Rakyat Indonesia» и др.; представительства крупнейших иностранных банков (в том числе американских «Citigroup», «Morgan Stanley», «Goldman Sachs»; голландского «ABN AMRO», германского «Deutsche Bank»). Здесь расположены штаб-квартиры большинства национальных компаний и финансово-промышленных объединений: «Pertamina» (крупнейшая государственная монополия, нефтяная и газовая промышленность), «Salim Group» (пищевая промышленность и лесозаготовки), «Matahari» и «Metro Supermarket Realty Terbuka» (сети розничной торговли), «Pelni» (морские перевозки), «BULOG» (логистика и др.), «РТ Infomedia Nusantara» (телекоммуникации), «Kompas-Gramedia Group» и «Lippo Group» (многоотраслевые конгломераты) и др.; головные представительства иностранных корпораций, оперирующих в Индонезии, в том числе: нефтяных ТНК («Exxon-Mobil» и «Shell»), горнодобывающих («ВНР Billiton» и «Rio Tinto»), а также японских ТНК «Toyota», «Mitsubishi», «Honda», «Sumitomo», французской «Danone».

Около 3/4 объёма промышленных инвестиций агломерации Джакарты приходится на долю пригородов. Главные промышленные зоны расположены в округах Тангеранг и Бекаси. Ведущие отрасли промышленности - машиностроение (65% добавленной стоимости промышленной продукции в 2004, в том числе транспортное -60%), химическая и нефтеперерабатывающая (11,4%), швейная (8,7%), пищевая (5,3%), металлургическая (1,7%). Агломерация Джакарты - один из ведущих центров автомобильной (главным образом автосборочной) промышленности Юго-Восточной Азии; ежегодно здесь собирают около 300 тысяч автомобилей, преимущественно японских марок, а также национальной марки «Kijang» (принадлежит ТНК «Toyota»). Заводы крупнейших компаний автомобильной промышленности страны - «Astra International» (сборка автомобилей «Toyota», «Honda», «Daihatsu», «Isuzu», «BMW», «Peugeot», «Nissan») и «Indomobil» (сборка автомобилей «Suzuki», «Nissan», «Volvo», «Mazda», «Ssang-Yong»), Судостроительные и судоремонтные верфи (преимущественно в особом столичном районе), предприятия электронной, текстильной, обувной, швейной, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, резинотехнической и шинной промышленности; в Бекаси - завод по производству изделий из алюминия компании «Indal».

Лит.: Abeyasekere S. Jakarta: а history. Singapore; N. Y., 1987; Firman Т. The restructuring of Jakarta metropolitan area: а «global city» in Asia // Cities. 1998. Vol. 15. №4; idem. From «global city» to «city of crisis»: Jakarta metropolitan region under economic turmoil // Habitat International. 1999. Vol. 23. №4; Cybriwsky R., Ford L. Jakarta // Cities. 2001. Vol. 18. № 3; Thousand images of Jakarta. Jakarta, 2004.

Н. В. Мазеин (экономика); М. Ю. Ульянов (история).