Джадидизм

ДЖАДИДИЗМ (от арабского усуль аль-джадид - новый метод), общественно-политическое движение за обновление исламской культуры и общества среди российских мусульман Крыма, Поволжья и Урала, Кавказа и Средней Азии 1880-1920-х годов.

Начало движению положила реформа образования (введение нового звукового метода обучения грамоте в начальных школах-мектебах, естественных дисциплин и классно-поурочной системы обучения в медресе). При этом преподавание было переведено с арабского и персидского на родной язык, который стал отдельным учебным предметом. Сторонники джадидизма (джадиды) критиковали мусульманских традиционалистов-кадимов, выступали за пересмотр основ исламского знания с учётом требований современности (смотри Иджтихад), развитие науки, издание газет и журналов на родном языке. Во время Революции 1905-07 и Февральской революции 1917 джадиды выдвигали политические требования культурно-религиозной автономии мусульманских народов России, часть из них стремилась к объединению мусульман на основе панисламской и пантюркской общности.

Реклама

Культурно-просветительное течение в джадидизме создал крымско-татарский просветитель и публицист Исмаил-бей Гаспринский. Политическое течение в джадидизме к началу 20 века возникло в Поволжье. Джадидизм  испытал влияние идей татарских реформаторов 18 века Абд ан-Насира алъ-Курсави, Мурат-муллы и Батырши, а также мусульманских реформаторов Ближнего Востока конца 19 - начала 20 века Джамаль ад-Дина аль-Афгани, Мухаммеда Абдо и др. Культурными центрами движения были медресе Зинджирлы в Бахчисарае, Мухаммадия в Казани, Галия и Усмания в Уфе, Хусайния в Оренбурге, Расулия в Троицке, Низамия в Астрахани, Буби в деревне Иж-Бобья. В различные периоды к джадидизму принадлежали учителя, публицисты, предприниматели: братья Акчурины, Г. Баруди, семья Буби, Р. Ибрагимов (1857-1944), М. Г. Исхаки (1878-1954), 3. Камали (1873- 1942), Ф. Карими, С. Маджиди (1878-1956), С. Максуди, 3. Расулев, Р. Фахретдинов и др.

Между революциями 1905-07 и 1917 годов на базе джадидизма возникли партии «Иттифак аль-муслимин» в Поволжье, «Милли фирка» в Крыму, «Мусават» в Азербайджане, «Алаш» в Казахстане, младобухарцы и младохивинцы, «Шура-и ислами» в Туркестане. После 1917 года часть джадидов поддержала советскую власть, другие оказали вооруженное сопротивление и позднее эмигрировали. Оставшиеся в СССР стали жертвами репрессий 1930-х годов. Джадидизм  оказал влияние на процесс секуляризации культуры и общественной жизни мусульманских регионов России, завершившийся в ходе советских культурных преобразований.

Изд.: Гаспринский И. Русское мусульманство. Симферополь, 1881; Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. М.; П., 1923.

Лит.: Исхаков Д. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997; Khalid А. The politics of Muslim cultural reform: jadidism in Central Asia. Berk.; L., 1998; Noack Ch. Muslimischer Nationalismus im russischen Reich: Nationsbildung und Nationalbewegung bei Tataren und Baschkiren, 1861-1917. Stuttg., 2000.

Р. М. Мухаметшин.