Дневник

ДНЕВНИК, литературно-бытовой жанр, совокупность последовательно датированных записей (обычно одного лица), фиксирующих внешние события, поступки, мысли, чувства и наблюдения автора. Восходит к ранним европейским образцам повседневных городских хроник и в особенности к счётным книгам (с 14 века), куда заносились доходы и расходы, а в ряде случаев - основные события из жизни семьи. Особая разновидность дневника - путевой дневник («Дневник путешествия в Италию...» М. Монтеня, 1580-81, издано в 1774); ему близок корабельный журнал, например, Х. Колумба (1492-93). Первый известный образец духовного, отражающего религиозный опыт дневника принадлежит святому Игнатию Лойоле (1544-45). Статус дневника как литературного жанра утверждается со времени первых публикаций частных дневников, в том числе прижизненных («Тайный дневник» И. Лафатера, 1771). Философия сенсуализма, акцентировавшая ценность любого человеческого опыта, способствовала распространению в 18 веке многочисленных дневников, в которых нашло выражение многоаспектное авторское «я» (Н. Ретиф де ла Бретонн, 1780-87; Ж. де Сталь, 1785). В России дневники, уделяющие особое внимание личности автора, стали создаваться со 2-й половины 18 века  (А. Г.  Бобринский, 1779-86).

Реклама

Дневник может служить материалом для автобиографии, отличаясь от неё фрагментарностью и непосредственной реакцией на события; в ряде случаев дневник сближается с собранием афоризмов (например, у Ж. Ренара, 1887-1910), эпистолярной литературой («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта,  1710-13,  издан в 1766-68) и мемуарами. Дневник может выступать также в качестве формы художественного повествования, широко  используемой  в  литературе  в 19-20 веках: «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1835), «Журнал Печорина» в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1838-40), «Дневник обольстителя» С. Кьеркегора (1843), «Дневник сельского священника» Ж. Бернаноса (1936). Наряду с писательскими дневниками, создававшимися для опубликования («Дневник писателя» Ф. М. Достоевского, 1873-81; «Опавшие листья» В. В. Розанова, 1913-15), большой литературно-исторический интерес представляют не предназначавшиеся для опубликования дневники писателей (А. Ф. Амьеля, 1838-81; Л. Н. Толстого, 1847-1910), художников (М. К. Башкирцевой, 1873-84), политических и государственных деятелей (А. А. Поливанова, 1907-16), а также дневники частных лиц, созданные в переломные исторические эпохи (анонимный «Дневник парижского буржуа», 1405-49, издан в 1828; «Дневник москвича» Н. П. Окунева, 1917-24, издан в 1990; «Дневник Анны Франк», 1942-44, издан в 1950).

Лит.: Банк Н. Б. Нить времени: Дневники и записные книжки советских писателей. Л., 1978; Wuthenow R.-R. Europӓische Tagebücher. Darmstadt, 1990; Hocke G.R. Euro­pӓische Tagebücher aus vier Jahrhunderten. Fr./M., 1991; Simonet-Tenant F. Le journal intime. P., 2001; Егоров О. Г. Русский лите­ратурный дневник XIX в. М., 2003; Автобио­графическая практика в России и во Фран­ции. М., 2006.    

Е. П.  Гречаная.