Деятельности теория

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ (деятельностный подход в психологии), созданная А. Н. Леонтьевым на основе принципа деятельности система теоретических положений и методологических принципов, получившая распространение в российской психологии с 1930-х годов, а также базирующаяся на этой системе научная школа, видными представителями которой были В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.

Предметом психологической науки в деятельности теории выступает психика как функциональный орган деятельности (в её внешних и внутренних формах), выполняющий задачи ориентировки субъекта в его мире, построения более или менее адекватного образа мира и регуляции на этой основе деятельности субъекта. Описанная в работах А. Н. Леонтьева структура деятельности рассматривается как средство анализа психических процессов индивида. Образ мира понимается не как зеркальное его отражение, а как результат особого деятельностного конструирования субъектом своей модели мира.

В деятельности теории получила особое решение проблема возникновения и развития психики. Были выделены стадии развития психики: элементарная сенсорная, перцептивная и интеллект. Сознание рассматривается в деятельности теории как социально обусловленная форма психики, возникающая в процессе построения у ребёнка опосредствованных психологическими орудиями форм деятельности. Продолжается разработка предложенной А. Н. Леонтьевым модели структуры сознания (чувственная ткань, значения и личностные смыслы), в том числе в плане её дополнения новыми составляющими (биодинамической тканью движений и действий). Созданная в школе Леонтьева теория личности, выделяющая 2 этапа становления человека личностью (2 «рождения» личности), разрабатывается в контексте проблематики психологии поступка.

С 1986 года проводятся международные конгрессы по проблемам деятельности теории и родственных ей концепций Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и др.

Лит. смотри при ст. Деятельность.

Е. Е. Соколова.