Детское творчество

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, активность детей, проявляющаяся в различных сферах искусства. Реализуется в виде коллективных или индивидуальных, самостоятельных (смотри Детская субкультура) или выполненных под руководством взрослого рисунков, в декоративных работах, лепке, конструировании, сочинении различных текстов (смотри Детский фольклор), танцах и др.

Л. С. Выготский на рубеже 1920-1930-х годов выдвинул концепцию «сензитивных периодов развития», влияющих на возрастное чередование периодов повышенной увлечённости детей тем или иным видом художественного творчества. Это предположение позднее нашло подтверждение в социологических и психолого-педагогических исследованиях (Б. Г. Ананьев, Ю. У. Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов). У дошкольников преобладает тяга к музыкально-драматическим и словесным импровизациям, танцевальным движениям, особенно к групповым. На этом этапе доминирует драматизация, которая впитывает в себя элементы других видов творчества: музыки, изобразительной деятельности и т.д. Рисунки дошкольников и детей младшего школьного возраста обычно представляют действие, сюжет, рассказ, часто сопровождаемый речью и звуковой имитацией. К концу дошкольного возраста намечается преимущественный интерес к изобразительному искусству. У младших и средних подростков и танец, и музыка, и театральное действие тяготеют к изобразительности: все виды искусства усваиваются на изобразительной основе. Детское творчество сохраняет характер массового увлечения до 10-12 лет.

Реклама

Детское творчество

Детское творчество. «Цыплята». Паша Юсков, 4 года.

Возникновение интереса к детскому творчеству совпадает по времени с началом изучения культуры примитивных народов, появлением новых сравнительных исследований в археологии, этнографии, лингвистике, истории искусства, детской психологии и экспериментальной педагогике. Художники авангардизма были вдохновлены выразительностью спонтанных художественных проявлений детского творчества. Для А. Матисса и П. Пикассо рисунки детей были эталоном искреннего и непосредственного восприятия мира. Детские рисунки нередко становились экспонатами профессиональных художественных выставок. Произведения детского творчества, созданные вне рамок специального художественного образования, стали предметом систематического коллекционирования с 1880-х годов. Известный историк искусства Л. Вентури, собрав коллекцию детского рисунка, подарил её часть К. Риччи, чья монография «Искусство детей» («L’arte dei bambini», 1887) стала первым исследованием детского творчества. Научный вклад в изучение и коллекционирование изобразительного творчества детей и подростков внесли Г. Кершенштейнер в Германии, А. В. Бакушинский, В. М. Бехтерев, В. С. Воронов, Н. А. Рыбников и др. - в России.

Этапным событием в истории формирования коллекций детского рисунка стала 1-я Международная выставка детского рисунка в Москве (ГМИИ, 1934). В результате её проведения в Центральном доме художественного воспитания детей РСФСР был создан первый в СССР Музей детского рисунка (1935-46). Коллекция, представляющая творчество детей и подростков более чем из 90 стран (хранится в Институте художественного образования РАО), даёт основание для всестороннего изучения детского художественного творчества.

Лит.: Perez В. L’art et la poésie chez l’enfant. Р., 1888; Лампрехт К. Собирайте рисунки детей! М., 1909; Риччи К. Дети-художники. М., 1911, Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914; Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1922; Шмит Ф. И. Почему и зачем дети рисуют. М., 1925; Рыбников Н. А. Детские рисунки и их изучение. М.; Л., 1926; Luquet G. Н. Le dessin enfantin. Р., 1927; Read Н. The meaning of art. L., 1972; Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981; Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.

Н. Н. Фомина.